1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

14.10.2020. Консультация учителя-логопеда Волковой Е.Ю. для родителей

"30 лучших упражнений для развития дикции по мнению логопеда".

7.png - 126.83 KB

   Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей. В каких случаях ее достаточно, а когда требуется более серьезный подход? Какие упражнения артикуляционной гимнастики вы можете проводить дома сами?

  • ЧТО ТАКОЕ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. 

Дети первых лет жизни очень часто искажают сложные в произношении звуки, потому что их органы речи еще продолжают свое формирование. Практически нет малышей, которые сразу говорят идеально четко.

Для чистого произношения звуков необходима правильная артикуляционная моторика, то есть скоординированная деятельность органов речевого аппарата. Если есть какие-то проблемы в артикуляционной моторике, они всегда будут отражаться на звукопроизношении.

При разговоре мы задействуем около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба. Для управления всеми этими мышцами используется гораздо больше нейронов, чем при ходьбе и беге. Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы. Но в первую очередь она предназначена для языка. Язык — это главный орган речи, а развитие и укрепление его мышц поможет более точно и четко выговаривать все звуки.

  • ВИДЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Такая гимнастика бывает активной и пассивной. Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму: ту, которую ребенок выполняет сам. Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений.

Но бывают и более серьезные ситуации, такие как дизартрия, когда произносительная сторона речи нарушается в результате поражения нервной системы, а подвижность органов речи ограничена. В таком случае детям крайне сложно или невозможно выполнять такую гимнастику самостоятельно. Ведь их органы речи к этому не готовы.

Здесь используется пассивная гимнастика: взрослый своими руками или при помощи приспособлений — зондов, шпателей, щеток — выполняет те движения и позы, которые мы бы хотели получить. Например, очень часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык наверх. Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение. И сама собой эта проблема вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим.

Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка. Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка. Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать.

  • КАКАЯ ГИМНАСТИКА НУЖНА РЕБЕНКУ

Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык. Обратите внимание на следующие признаки:
1. ребенок не может высунуть и зафиксировать язык по просьбе,
2. может высунуть его лишь частично и быстро втягивает обратно,
3. не может поднять его наверх или покачать им из стороны в сторону,
4. при подъеме языка наверх вместе с ним поднимается нижняя челюсть,
5. высунутый язык начинает дрожать или отклоняться в сторону,
6. наблюдается обильное слюнотечение,
7. ребенок нечетко произносит сразу несколько групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные),
8.нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (произношение усреднено, нет четкой разницы между звуками).

Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков.

О приемах пассивной гимнастики лучше узнать у логопеда во время консультации. Дело в том, что нарушения могут быть разными, нет универсальных упражнений, которые бы подошли всем. Только специалист может пояснить, какие приемы будут наиболее эффективными в каждом случае.

  • ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ:

Регулярность. Это значит, что от ежедневных пятиминутных занятий будет больше пользы, чем от часовой гимнастики раз в неделю.

Игровая форма. Артикуляционная гимнастика может быть не только полезным, но и веселым занятием для малыша.

Наглядность. Чем больше анализаторов (зрение, слух, осязание) подключается при выполнении упражнений, тем гимнастика эффективнее. Как достичь наглядности? Можно использовать зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение. Сам взрослый, сидя напротив малыша, может выступать как образец выполнения движений. Используйте картинки, видеоролики с другими детьми, делающими эту гимнастику. Узнайте опытным путем, что больше подходит вашему ребенку, что сильнее его мотивирует.

Удобство. Гимнастикой нужно заниматься в удобной позе: спина расслаблена, руки лежат спокойно, у головы есть опора. Ребенку должно быть комфортно.

Постепенное усложнение. Сначала пробуйте самые легкие упражнения, постепенно повышая трудность. Каждый раз вводите не больше одного нового упражнения, и только в том случае, если все предыдущие уже хорошо отработаны.

Целесообразность. Если ребенок очень легко справляется со всеми упражнениями, стоит подумать, нужна ли ему вообще эта гимнастика. Ведь основная задача этих упражнений — научиться делать то, что пока не очень хорошо получается.

Правильное отношение. Не следует рассматривать ее как панацею, это лишь один из методов.

  • ПРИЕМЫ ГИМНАСТИКИ.

Эти упражнения активной гимнастики, направленные на статику или динамику, вы легко освоите сами. Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.

"Дудочка". Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.

"Заборчик". Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.

Чередование упражнений "Дудочка" и "Заборчик".

"Кролик". Нужно приподнять верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы.

"Злая лошадка". Нужно изображать фырканье лошади. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При этом губы начнут вибрировать.

"Пятачок". Нужно вытянуть губы трубочкой, а затем сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.

"Лошадка". Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.

"Грибок". Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.

"Гармошка". Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот.

"Лопни шарик". Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним, чтобы воздух вышел.

"Хомяк". Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.

"Рыбка". Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются.

"Лопатка". Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).
"Иголка". Узкий язычок высовывается как можно дальше.

"Часики". Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.

"Чашечка". С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.

"Фокус". Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты.

"Вкусное варенье". Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).

"Маляр". Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.

"Чистим зубки". Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.

"Обезьянка". Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.

"Бульдог". Из положения "обезьянка" перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены.

"Кружок". Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.

"Парус". Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.

"Качели". Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.

"Барабанщик". Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: "Д-Д-Д-". Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.

"Месим тесто". Язык ложится на нижнюю губу (как при "лопатке"), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.

"Покусаем язычок". Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.

"Где конфета?". Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.

"Индюк". ("Болтушка"). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы.

"Пароход гудит". Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить "ы".


Выполняйте эти упражнения регулярно, но при этом не превращая их в повинность для ребенка, и вы обязательно увидите прогресс!

8.jpg - 184.29 KB

Консультация учителя-логопеда Волковой Е.Ю. для родителей "Правила выполнения артикуляционной гимнастики для шипящих звуков ".

 Многих родителей  волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для группы шипящих звуков (Ш, Ж).

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

1.Необходимо соблюдать определенную последовательность — от простых упражнений к более сложным.

2.На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.

3.Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

4. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.

5.Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.

6. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.

7. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме. 

Правильная артикуляция звуков "Ш", "Ж":

— губы округлены и выдвинуты вперед

— зубы сомкнуты, либо сближены
— кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.
— теплая воздушная струя выдыхается по середине языка
— звук "Ш" произносится без голоса — глухой
— звук "Ж" произносится с  голосом — звонкий

 

1. "Улыбка-Трубочка" (развитие подвижности губ).Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3–5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3–5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5–7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

991.jpg - 26.66 KB

 
 
 
 
 
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

2. "Футбол" (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой  и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

992.jpg - 19.02 KB

Щеки я не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.

 

 

 

3."Чистим зубки" (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка).

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

993.jpg - 30.43 KB

Рот открою я немножко,
Губы сделаю "окошком".
Зубы верхние — смотри:
Чищу "чашкой" изнутри.

 

 4."Ириска" (для укрепления мышц языка и отработки верхнего подъема языка).

Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

Внимание: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открывать на 1,5-2 см. Для неподвижности челюсти можно использовать  ластик, вставленный между коренными зубами. Выполнять медленно.

Ах, как это вкусно,
Ах, как это сладко.
Что это? Ириска?
Или шоколадка?

5. "Грибок" (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

994.jpg - 19.15 KB

Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять —
Гриб мне надо удержать.

6."Вкусное варенье" (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш).

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание: нижняя челюсть должна быть  неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язычок", и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.

995.jpg - 18.58 KB

Мы сегодня ели
Вкусное варенье,
А теперь по кругу
Мы оближем губы.

7. "Чашечка"  (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком "пя-пя-пя"), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

996.jpg - 17.73 KB

Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим
Крепче, крепче, крепче.

8."Лошадка" (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

997.jpg - 15.15 KB

Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.

Приятной и успешной игры! Ваш логопед)

 

 

 

 

 

 

Консультация учителя-логопеда Волковой Е.Ю. для родителей
"Логопедический алфавит для родителей детей дошкольного возраста".

2.jpg - 5.15 KB

Артикуляционная гимнасти­ка — это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. На­учите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удер­живать в правильном положе­нии.

3.png - 50.67 KBБыстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Гово­рите ясно, четко, называя предметы правильно, исполь­зуя как "детские", так и "взрослые" слова (Это маши­на би-би. А вот собака ав-ав!). Не позволяйте малы­шу говорить быстро.

4.png - 63.71 KBВсегда рассказывайте ре­бенку о том, что видите. По­мните, что если для вас все окружающее знакомо и при­вычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно позна­комить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.

5.png - 22.33 KB

Главные составляющие кра­сивой речи: правильность, чет­кость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонаци­онная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

 

 

 

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для про­изнесения многих звуков, на­учите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).

 

Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. От­сутствие фразовой речи гово­рит о задержке речевого раз­вития, а отсутствие слов в 3 года — о грубых нарушениях общего развития.

 

 

Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не зна­ете, чего он хочет. Побуждай­те его просить. Чем дольше будете понимать "жестовую" речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

 

"Золотая серединка" — вот к чему надо стремиться в раз­витии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверст­ников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается об­щее недоразвитие речи!).

 

Иллюстрации в детских книгах, соответствующих воз­расту ребенка, — прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюс­трации, говорите о том что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.

 

 

 

Критерии, по которым мож­но оценить речь ребенка, ро­дители должны знать. Напри­мер, нормы звукопроизношения таковы:

 

0-1 год — а, у, и, п, б, м

 

1-2 года — о, н, нь, т, ть, д, дь, к, г, х, в, ф

3-4 года — й, ль, э, с, сь, з, зь, ц

 

4-5 лет — ш, ж, ч, щ

 

5 лет — л, р, рь

 

 

Леворукость — не отклоне­ние, а индивидуальная особен­ность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникно­вению неврозов и заиканию. 

 

Мелкая моторика — так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтомустремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игры типа "Сорока, сорока...", затем игры с мелкими пред­метами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегива­ние пуговиц и т.д.

95.png - 44.25 KB

Нельзя заниматься с ребен­ком, если у вас плохое настро­ение. Лучше отложить заня­тие и в том случае, если ма­лыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффек­тивность и высокую результа­тивность занятия.

 

 Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили по­здно: слова — после 2 лет, фра­за — после 3. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недо­развитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонемати­ческий слух, нарушен грамма­тический строй речи.

 

97.jpg - 6.85 KBПодражание свойственно всем малышам, поэтому ста­райтесь, по возможности, ог­раничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заика­ние!).

 

 

 

 

98.jpg - 6.17 KBРежим дня очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной си­стемы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заи­кание и другие речевые рас­стройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно по­ложить саше (мешочек) с кор­нем валерианы. Можно ис­пользовать также натуральные масла, обладающие успокаи­вающим действием.

 

99.jpg - 4.67 KBСоска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во-пер­вых, у него формируется вы­сокое (готическое) нёбо, кото­рое влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во-вторых, соска меша­ет речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.

 

991.jpg - 5.07 KBТолько комплексное воздей­ствие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качествен­но улучшить или исправить сложные нарушения речи — заикание, ОНР, дизартрию и т.д.

 

 

 

 

992.jpg - 4.20 KBУмственное развитие неот­делимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

 

 

 

 

Фольклор — лучший рече­вой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, сти­хи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговор­ки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зер­калом, четко проговаривая каждый звук, затем темп уве­личивать.

 

"Хорошо устроенный мозг лучше, чем хорошо наполнен­ный" — эту истину провозгла­сил еще М. Монтень. Инфор­мация, которая сообщается ре­бенку, должна соответствовать его возрасту и способностям.

 

 

 

 

995.png - 39.13 KBЦветы (ромашки, одуванчи­ки и др.) можно использовать для развития речевого дыха­ния. Предлагая ребенку дуть на одуванчик (не раздувая щеки!), вырабатываем направ­ленную воздушную струю; по­нюхать ромашку — вырабаты­ваем речевое дыхание: вдох носом, выдох ртом ("Ах, как пахнет!"). Внимание! Детям с аллергией эти упражнения противопоказаны!

 

996.jpg - 4.72 KB

"Часики" — упражнение для развития подвижности языка. Ребенок смотрит в зер­кало, рот открыт, язычок тон­кий и острый выглядывает изо рта. Взрослый задает ритм: "Тик-так, тик-так!", а ребенок качает языком из стороны в сторону. Скорость можно ме­нять в зависимости от того, как легко ребенок выполняет это упражнение.

 

0.png - 67.36 KBШепотной речи тоже нуж­но учить. Ребенку тяжело ме­нять силу голоса. Следите за тем, чтобы малыш не пере­напрягал голосовые складки. Крик противопоказан всем, а особенно детям до 10—12 (!) лет, так как их голосовые складки находятся в стадии формирования.

 

01.jpg - 4.73 KBЩетка (любая), используе­мая для массажа пальцев, ла­дошек, стимулирует развитие мелкой моторики, повышает тонус мышц рук и пальцев. Зубная щетка поможет очис­тить язык, а также повысить тонус его мышц.

 

 

 

"Эхо" — игра, способству­ющая развитию умения ме­нять силу голоса. Вы произ­носите громко любое слово, ребенок повторяет несколько раз, понижая силу голоса.

 

 

 

 

 

 

Юла, елка, еж, яблокоэти слова начинаются с йоти­рованных гласных, сложных для произношения. Обратите на них внимание, они состо­ят из двух звуков:
 
[ю]= [й] + [у];
 
[я] = [й] + [а];
 
[ё] = [й] + [о];
 
[е] = [й] + [э].
 
 
04.png - 37.73 KB

Язык — орган артикуля­ции. Научите ребенка перед зеркалом поднимать и опускать язык, делать его широким, уз­ким. Достаточно 10—15 мин ежедневных занятий артикуля­ционной гимнастикой, чтобы у малыша не было проблем с про­изнесением звуков.

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация учителя-логопеда Волковой Е.Ю. для родителей
"Советы логопеда по улучшению состояния речи для малышей".
 
img1_324.jpg - 37.55 KB

 Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы, всё равно говорите с ребёнком. Он легче понимает обращённую к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

 А вот несколько игр и советов, для того, чтобы речь вашего малыша становилась лучше и лучше.
Совет №1: ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ. Озвучивайте любую ситуацию, но только если ребёнок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребёнок чрезмерно активный, постоянно двигается. Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Совет №2: ГОВОРИТЕ ЧЁТКО. Говорите просто, чётко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.

Совет №3: ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребёнок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах. 

Совет №4: НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ. Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребёнка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Совет №5: ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ — ЗАЛОГ УСПЕХА. Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребёнок обучается в десять раз лучше.

Совет №5: ВСЕ ЧУВСТВА В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ. Важно, чтобы ребёнок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предмет разными способами. Если увидите, что ребёнок взял предмет, сразу же назовите его несколько раз – четко и выразительно.

Совет №6: В ОСНОВЕ РЕЧИ — СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ. Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!

Совет №7: СТРЕМИМСЯ К РАЗНООБРАЗИЮ. Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая цепочку слов с другими согласными и гласными (дя-дя-дя, ма-ма-ма, ка-ко-ку).

Совет №8: УВАЖАЙТЕ ПОПЫТКИ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ. Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребёнок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Не сюсюкайте с ребенком, ведь вы не хотите потом переучивать его общаться нормально. 

Совет №9: УЧИТЕ В ИГРЕ. Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.

Совет №10: НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЖЕЛАНИЙ РЕБЕНКА. Родители пытаются угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.

Совет №11: РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ. Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его — пассивный словарь, говорит — активный. Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к  лексическому взрыву.

Совет №12: ВЕДИТЕ ДНЕВНИК. Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

Совет №13: РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ. Побуждайте различать близкие звуки, слова, отличающиеся одним звуком ("крыса-крыша").

Совет №14: НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЕМ. Используйте слова типа "бух", "ням-ням", "ав-ав". Создайте основу для полноценной речи. 

Совет №15: ЧИТАЙТЕ… Читайте короткие сказки, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.

Совет №16: ПАЛЬЧИКИ НА ПОМОЩЬ РЕЧИ. Развивайте мелкую моторику — точные движения пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи.

Совет №17: БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И… ОСТОРОЖНЫ. Если ребёнок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребёнка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

Совет №18: ТОЛЬКО ВЫ! Помните: только вы способны помочь ребёнку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша

Консультация учителя-логопеда Волковой Е.Ю.
для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

  •       Правильное произношение всех звуков
  •       Умение различать звуки речи на слух
  •       Владение навыками звукового анализа и синтеза
  •       Словарный запас
  •       Сформированность грамматического строя речи
  •       Связную речь
  •       Речевую коммуникацию
  •     Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)

Звукопроизношение и   фонематический слух

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

1.png - 313.39 KBВладение навыками звукового анализа и синтеза:

  •       умение выделять звук на фоне слова;
  •       слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  •       определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  •       определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
  •       называть слова с заданным звуком;
  •       уметь составлять слова из звуков;
  •       дети должны знать и правильно употреблять термины "звук", "слог", "слово", "предложение".

Слоговая структура слова

Ребенку 6-7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

2.png - 236.14 KB 3.png - 149.57 KB

 

 

 

Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)

В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), пони мать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

  4.png - 88.90 KB      5.png - 225.06 KB    6.png - 41.62 KB 

  

 

 

Сформированность грамматического строя речи

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Игры "Один-много", "Назови предмет ласково", "Назови детенышей", "Чей хвост и чьи уши", "Два и пять предметов".

Связная речь

9.png - 60.65 KB

К 7 годам ребёнок должен уметь

  •     пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
  •       составлять рассказ по картинке
  •     составлять рассказ по серии картин
  •     отвечать на вопросы по тексту

При пересказе (рассказе) обращается внимание:

  •       на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
  •       на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
  •       на лексику (полнота и точность использования слов),
  •       на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения

Мелкая моторика рук

Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).

Психические процессы

Все психические процессы тесно взаимосвязаны.

Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.

91.png - 216.31 KB

Речевая коммуникация

  •       Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
  •       уметь слушать и понимать речь,
  •       строить общение с учетом ситуации,
  •       легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
  •       ясно и последовательно выражать свои мысли,
  •       пользоваться формами речевого этикета.

С уважением, Ваш логопед.

 

Новости, анонсы, объявления

Акция взаимопомощи во время пандемии коронавируса

vmeste.jpg - 290.72 KB

QR-код ГБДОУ детский сад № 12

 .png - 23.19 KB

Дистанционное обучение "Детский сад спешит на помощь"

design-800x510.png - 404.84 KB

Правила профилактики гриппа, ОРВИ и коронавируса

4ac4a76b0d59f66ad1fd8e3b2ff7d526.jpg - 91.05 KB

Лауреат 2020

sait.jpg - 1.79 MB

Победитель 2019

Участник рейтинга

Победитель 2017

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

firo.png - 11.98 KB

r1-2.png - 4.65 KB

Banner_171x88_2.jpg - 1.90 MB

Ikonka_Gerb_i_nazvanie_Polnocvetnoe_vosproizvedenie_na_belom_fone_ws.jpg - 871.19 KB

Otdel-obrazovaniya-administratsii-Pushkinskogo-rajona.png - 21.55 KB

rospotrebnadzor.jpg - 26.53 KB

Banner 236x106.png - 24.61 KB

mcs.png - 278.23 KB

Уважаемые посетители сайта!
В сети Интертнет появился новый информационный ресурс РУСРЕГИОНИНФОРМ.
ссылка на портал: http://rusregioninform.ru/
Цель данного ресурса:формирование позитивного имиджа
региональной системы образования; организация
мониторинга системы образования, обеспечение
информатизационной открытости, содействие населению
в оценке качества услуг, оказываемых УО.

DJmmZ8cX0AEn8XN.jpg - 25.28 KB

http://gov.spb.ru/

administracia.jpg - 7.02 KB

http://www.spbappo.ru/

edinoe_okno.png - 8.31 KB

0017.jpg - 19.20 KB

rosobr.png - 40.35 KB

banner.png - 248.58 KB

zlvTIFZS_400x400.jpg - 23.43 KB

logo.jpg - 8.10 KB

cropped-62.jpg - 209.67 KB

Дополнительная информация

Результативность образовательной деятельности

gold_medal_PNG7.png - 212.89 KB

Гостевая книга

book.png - 791.36 KB

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс

Статистика

HotLog

Go to Top