- Details
- Category: Блог музыкального руководителя Фиревич Е.А.
27.10.2022.Консультация музыкального руководителя для родителей "Музыкальное развитие дошкольников".
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.
Итак, Теплов Б.М. выделяет три вида музыкальных способностей:
1) ладовое чувство - проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;
2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;
3) чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Н.А. Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкаль-ного слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ. Конкретизируя понятие о ладовысотном слухе, следует подчеркнуть, что речь идет о способности воспринимать и воспроизводить мелодию, чувствовать устойчивые, опорные звуки, завершенность или незавершенность мелодии.
Нередко перед исследователями возникает вопрос, в каких же видах деятельности развиваются музыкально-сенсорные способности?
Например, эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.
Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей, может проявиться очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки – непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.
Ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.
Ладовое чувство - музыкальные звуки организованны в определенном ладу.
Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеют свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие - неустойчиво. Из этого можно сделать вывод, что ладовое чувство – это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками – устойчивыми, завершенными и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, “прочувствованное восприятие”. Теплов Б.М. называет его “перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха”. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Значит ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.
Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.
Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.
Музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениям пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.
Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.
Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Итак, Теплов Б.М. выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и музыкально-ритмическое чувство. Все способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов. Их сенсорная основа заключается в узнавании, дифференциации, сопоставлении звуков, различных по высоте, динамике, ритму, тембру, и их воспроизведении.
- Details
- Category: Блог музыкального руководителя Фиревич Е.А.
Советы для родителей: "Музыка в общении с ребенком"
Можно играть в такую игру на развитие музыкального слуха. Назовем ее "Музыкальные бутылки" (стаканы, бокалы). Для игры нужны какие-либо идентичные стеклянные сосуды, например, бутылки, или рюмки, или стаканы и еще металлическая ложка, или вилка. Пусть в начале их (сосудов) будет 2, чем старше ребенок, тем больше сосудов. Я буду рассказывать на примере бутылок. Наберите в одну бутылку немного воды, и постучите по горлышку бутылки ложкой, держа ее (ложку) за самый край. Попросите Вашего ребенка, с помощью воды и другой бутылки сделать такой же звук. Пусть Ваш малыш самостоятельно набирает какое-то количество воды в пустую бутылку, стучит по ней ложкой, и добивается нужного звука. Далее с теми же предметами можно сочинять какие-либо простые мелодии. Предложите ребенку набрать в бутылки различное количество воды и выстроить их по звуку. То есть, бутылки, которые звучат низким звуком - слева, и, соответственно, которые звучат высоким - справа. Поверьте, ребенку 5-6 лет будет очень интересно этим заняться. Потом можно попробовать соединять звуки и выстраивать какую-либо наипростейшую мелодию. Сначала сочините что-то Вы, а затем предложите Вашему малышу. Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем быстрее можно будет ее усложнять, например, добавлять больше бутылок, или комбинировать звуки бутылок, например, с колокольчиками.
Есть еще одна игра, которая поможет Вам развить у Вашего ребенка чувство ритма мелодии. Назовем эту игру "Угадай мелодию". А правила игры очень просты. Задумайте какую-либо хорошо известную Вашему малышу песенку, и прохлопайте ее. То есть прохлопайте ритм песенки. Не забывая, что, когда в оригинале мелодия тихая, нужно хлопать тихо, а когда громкая - соответственно, громко. Пусть Ваш малыш угадает эту мелодию, а затем загадает свою. Но не забывайте, что ребенку 4-6 лет трудно удержать в памяти большой отрывок мелодии, поэтому в игре испытывайте только припев песенки, или даже всего несколько строчек. Например, если Вы загадали «Антошку» достаточно прохлопать только "АнтОшка, АнтОшка, пойдем копать картОшку". Если ребенку будет трудно угадать, добавьте к хлопкам еще звуки, например, "пам-пам-пам". Но не нужно петь мелодию, просто проговаривайте ритм. Не забывайте предлагать Вашему ребенку прохлопать мелодию вместе с Вами, так ему легче будет сориентироваться
Рекомендованные музыкальные произведения для прослушивания:
-И. Брамс "Колыбельная"
-Бах-Гуно "Аве Мария"
-Э. Григ "Концерт для фортепиано с оркестром №1 ля минор", "Пер Гюнт": "Утро", "В пещере горного короля".
- Ф. Лист "Любовная греза" №1
-Ф. Мендельсон музыка к комедии "Сон в летнюю ночь"
-В. А. Моцарт: Симфония № 41, "Маленькая ночная серенада", фрагменты из оперы "Волшебная флейта".
- С. Рахманинов "Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до-минор", "Вокализ", "Рапсодия на тему Паганини".
-Ш. К. Сен- Санс Сюита "Карнавал животных" (пьесы: "Лебедь", "Аквариум")
- И. Штраус вальсы: "На прекрасном голубом Дунае", "Сказки венского леса".
-П. И. Чайковский "Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Си бемоль мажор", "Струнный квартет №1", фортепианные циклы "Времена года" и "Детский альбом".
-А. Вивальди "Времена года".
- Details
- Category: Блог музыкального руководителя Фиревич Е.А.
1."В какой обуви должны заниматься дети на музыкальном занятии".
Большая часть времени на занятии отводится движениям. Танцуя, бегая, играя в подвижную игру, дошкольники не должны чувствовать дискомфорт из-за неправильно подобранной обуви. Поэтому, на музыкальном занятии просто необходима удобная и комфортная обувь, чтобы она была легкой, мягкой, гибкой, "дышащей", то есть это балетки или чешки. Также, она подходит для утренников и праздников. Зачастую, воспитатели и родители не придают особого значения обуви, в которой занимаются дошкольники в музыкальном зале. Если обратить внимание на то, в чем тренируются дети в хореографических студиях, танцевальных коллективах, то можно сразу заметить, что все они в чешках. Это не просто так: без этой специальной обуви танцующие не смогли бы передать всю легкость, изящность, "воздушность" танца. Также и дети на праздниках в ДОУ, для того чтобы передать всю естественность, грандиозность и легкость движений, они должны быть в подобающей обуви. Чешки (балетки) — неотъемлемый атрибут в хореографии. Данную обувь можно приобрести в специализированных магазинах, где есть вся атрибутика для танца или заказать в интернет-магазине. По мере загрязнения балетки стираются в машинке-автомат или вручную.
2. "О карнавальных костюмах".
3."О важности посещения дошкольниками музыкальных занятий во время учебного года".
Традиционно, учебный год в ДОУ начинается с сентября месяца и длится по май. Он включает в себя различные мероприятия и праздники, осуществляющиеся в рамках детского сада. К ним относятся "Осенины", "День Матери", "Новый год", "Масленица" и другие. Перед каким-либо праздником, помимо рядовых музыкальных занятий, обязательно ведутся репетиции, на которых музыкальный руководитель отрабатывает с дошкольниками танцевальные композиции, песенный репертуар, чтение стихов. О дате праздника музыкальный руководитель обычно сообщает заранее воспитателю, для того, чтобы было время сшить (найти) костюмы, родители имели возможность выстроить свой рабочий график таким образом, чтобы суметь придти на утренник к своему ребенку. То есть, к любому мероприятию проводится серьезная подготовка. Зачастую бывает так, что ребенок не ходит в детский сад по болезни или просто родители его оставили с бабушкой-дедушкой дома и в этот день ребенок мог пропустить репетицию к празднику, где он участвует в танце, хороводе или сценке. В таких случаях, музыкальный руководитель вынужден искать этому ребенку замену или что-то менять в творческом номере (что тоже бывает не так просто сделать). Поэтому, чтобы такого не было, посещение музыкальных занятий и репетиций, сам по себе, очень важный фактор. Тогда дошкольник будет "в теме" происходящего, не ощутит скованности и растерянности во время праздника. Если дошкольника не водили в детский сад, то недоумения родителей будут необоснованными в таком ключе как: "Почему нам не дали стих, почему мы не участвуем в танце?". Каждый праздник имеет свою четкую структуру, логику и последовательность. Если по сюжету сценария идет "танец мишек" или "снежинок", а ребенок не знает танцевальных движений, то музыкальный руководитель не может его включить в танцевальный номер или сценку, даже если изначально этот ребенок должен был в нем участвовать. Поэтому, посещение музыкальных занятий кране важно и необходимо!
4."Роль музыкальных занятий в гармоничном развитии личности"
Целью музыкальных занятий в ДОУ не является научить дошкольника профессионально петь или танцевать. Перед музыкальным руководителем стоят несколько иные задачи:
- сформировать у дошкольников общую музыкальную культуру;
- дать представление о музыкальных инструментах, демонстрировать профессиональную игру на пианино;
- развить элементарные певческие навыки;
- через прослушивание высоко-художественных произведений привить любовь к прекрасному (эстетическое воспитание);
- с помощью театрализованных сценок развить в детях креативность, артистизм, сформировать латеральное мышление, то есть это такое мышление, которое будет основано не на стереотипном поведении и идеях, а на не стандартном подходе. Многие открытия в науке были сделаны людьми, которые именно мыслили нешаблонно-нестандартно;
На музыкальном занятии у дошкольников развиваются все образовательные области такие как:
- речевое развитие (музыкальный руководитель постоянно ведет с детьми беседы о временах года, о содержании песен и т.д.);
- физическое (дошкольники занимаются ритмикой и хореографией на занятии, а согласно методике Карла Орфа, дети, занимающиеся танцами наиболее раскрепащенные, у них нет в теле мышечных зажимов);
- коммуникативное (дети на занятии ведут беседу друг с другом и музыкальным руководителем);
- познавательное (дошкольники на занятии узнают о жанрах музыки, знакомятся с новыми словами в песне, узнают о творчестве великих композиторов);
- художественно-эстетическое (через выразительное пение, слушание высоко-художественных произведений у дошкольников развивается эстетическое чувство, а также формируется эмоциональная сфера – умение чувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого человека (животного)).
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что роль музыкального воспитания – это очень важный фактор в гармоничном развитии личности.
- Details
- Category: Блог музыкального руководителя Фиревич Е.А.
Здоровьесберегающие Технологии В Домашних Условиях.
Упражнение "Шум моря".
Дать ребенку послушать звуки моря, а затем предложить ему "подышать", как море. Делать тихий, мягкий вдох животом и плавно поднять вверх руки. А потом выдохнуть на звук "Ш". Выдыхать долго-долго, втягивая живот, чтоб вышел весь воздух. Мягко опустить руки и снова вдохнуть.
Упражнение "Цапля".
Дети поют любой звук и стоят как можно дольше на одной ноге, разведя руки в стороны, как крылья. Это упражнение тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы ног.
Упражнение "Пузырьки воздуха".
Под звуки плеска волн ребенок очень тихо, легко и мягко ходит на носочках, танцует под музыку. Представляет себя пузырьками воды, легкими и невесомыми.
Музыкальные игры в домашних условиях.
Упражнение "Мелодизация собственного имени" — Попросить ребенка пропеть свое имя.
"Громко-Тихо"
Для игры подойдут 2 одинаковых предмета, но разные по размеру, например два кубика: большой и маленький. Первый участник поет отрывок песни, а второй должен показать с помощью предмета как спел первый участник: большой кубик — громко, маленький кубик — тихо. Другой вариант игры. Первый участник показывает маленький кубик, второй участник должен тихо спеть песенку или пропеть своё имя. Второй участник показывает большой кубик, следующий участник должен громко исполнить песню или пропеть своё имя.
"Стучалки".
"Аплодисменты".
Эта игра на запоминание прохлопанного ритма. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Второй участник повторяет и придумывает другой ритм и прохлопывает. И так далее.
"Займи место".
В эту игру желательно играть большой семьей. Это самая любимая игра детей. На середину комнаты в кружок ставят несколько стульев, количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на один меньше. Ведущий включает веселую и ритмичную музыку, игроки бегают вокруг стульев, при окончании звучания музыки участники игры садятся на стулья. Тот, кто не успел занять стул или сел мимо, должен выйти из игры. Вместе с ним убирается один стул. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок вместе с одним стулом. Игру можно разнообразить движениями. Бег можно заменить, прямым и боковым галопом, хороводом, танцевальными движениями, а также вместо бега можно передавать в движении образ животного или другого сказочного персонажа.
"Эхо".
Поиграйте в игру "Эхо кукушки". Вы издаёте каждый раз два звука разной высоты: "Ку-ку". Ваш малыш — "Эхо" должен точно повторить ваше пение. Если "Эхо" ответило чисто, то теперь вам надо поменяться ролями. Теперь ребёнок становится "кукушкой", а вы — "эхом". Такие игры–занятия развивают у ребёнка артикуляцию и совершенствуют голосовой аппарат. Запоминая слова песни, ребёнок улучшает свою память, а при выборе того или иного репертуара малыш высказывает своё "Я". Игровые занятия доставляют массу положительных эмоций и будут способствовать развитию у ребенка музыкального вкуса.
"Веселый колокольчик".
Развивает ритмический слух ребенка, умение извлекать звук на колокольчике. Ребенок берет два колокольчика. Родитель поет первые фразы со словами, а дети — вторые со звукоподражаниями, подыгрывая себе на колокольчиках.
1. Веселый колокольчик — Динь, динь, динь.
Смеется и хохочет — динь, динь, динь.
2. Он пел зимой чуть слышно — динь, динь, динь.
Но снова солнце вышло — динь, динь, динь.
3. И звонкие капели — динь, динь, динь.
В ответ ему запели — динь, динь, динь.
Играйте и пойте с удовольствием!
- Details
- Category: Блог музыкального руководителя Фиревич Е.А.
Музыкальная радуга
Для чего нужна музыка?
Новости, анонсы, объявления
- 30.11.2024. "Папа, мама, я - спортивная семья"
- Педагогический совет № 2 Тема: "Семейные ценности и традиции в системе нравственно- патриотического воспитания дошкольника"
- Поздравляем С Днём Матери!
- 18.11.2024. День защиты черных котов.
- «Горячая линия» по вопросам соблюдения законодательства при организации и обеспечении прав несовершеннолетних на качественное и безопасное питание в образовательных учреждениях.
- 12.11.2024. Экологическая акция "Синичкин день"
- 11.11.2024. День энергосбережения
- Ежегодный музыкально-патриотический фестиваль-конкурс «Моя Родина-Россия»
- Благодарственное письмо за вклад в развитие экологического просвещения на территории Санкт-Петербурга
- Музыкально-спортивные досуги "Вместе, мы едины!"
- Поздравляем с Днём Народного Единства!
- С Днём Рождения, любимый детский сад!
- 30.10.2024. Встреча с ответственными по безопасности дорожного движения
- Праздники Осени
- 23.10.2024. Международный день Снежного барса.