1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
Консультация педагога
Ельчаниновой Е.Л. для родителей  "Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"
 
childrensday30.jpg - 12.03 KB

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Д. Родович


  Экологическое воспитание дошкольников строится на понимании детьми влияния деятельности человека на природу. Важным содержательным элементом экологического воспитания в первые семь лет жизни ребенка является формирование понимания специфики живого организма, его самооценки и неповторимости. На основе представлений о взаимосвязях в природе, специфике живого у детей в первые семь лет могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе: интерес к ее познанию, действенная готовность придти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются. 
 Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для 
их благоприятного роста и развития. Надо стремиться, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.
 Формирование бережного, заботливого отношения к природе можно выработать не только в процессе занятий и наблюдений, но и посредством дидактических игр. Дидактические игры способствуют накоплению чувственного опыта, творческому осваиванию приобретенных знаний. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о явлениях природы, растениях и животных, развивают свои умственные способности.
Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые соответствуют возрастным особенностям и возможностям детей. В таких играх могут использоваться натуральные предметы природы (деревья, цветы, овощи, фрукты, семена и др.), картинки с изображением растений и животных, настольно-печатные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры можно проводить с детьми как индивидуально, так и коллективно на занятиях, прогулках, в часы досуга.
 
 При использовании дидактических игр воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

  - опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные путем непосредственного восприятия;
  -  следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;
  - поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
 - постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия, конкретно и четко объяснять игровые правила.

 Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

 Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.
 
 При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.

 Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут… учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения.

 Дидактическая игра — явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Такая игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность ее решения.

 Обучающая игра немыслима без игровых действий, повышающих активность детей и тем самым обеспечивающих успешность достижения необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет полнее раскрыть замысел игры, заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание на освоение знаний, умений и навыков. Таким образом, любая игра становится дидактической, если в ней имеются игровые действия. учебная задача, и игровые правила.

 Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как "назови, кто это?", "изобрази животного", "узнай по голосу", и других, то в средней группе — в играх типа "угадай, кто где живет?", "помоги животному", "большие и маленькие" и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: "Зоопарк", "логические цепочки", "придумай про животное загадку", "путешествие в Африку". Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
     Дидактические игры необходимо использовать не только в свободной деятельности воспитанников, но и включать в занятия:
- по развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей),
- по математики (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания),
- по ознакомлению с окружающим

 Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.
 Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью помещать информацию в уголки для родителей ("Летний отдых", "Ядовитые растения леса", "Птицы — наши друзья" и другие), проводить консультации на темы "Зачем детям знания экологии?", "Поиграем вместе", "Игры на кухне", "Лекарственные растения" и так далее, провожу индивидуальные беседы с родителями по проблеме.
 Нетрадиционные формы проведения родительских собраний, в том числе и на экологические темы, находят отклик в семьях воспитанников. К ним относятся викторины, КВН, игра "Счастливый случай" и другие.
  Повышают уровень экологической культуры совместные выходы с родителями и детьми в природу, посещение музеев, а также выставки поделок и рисунков ("Что растет на грядках", "Умелые руки не знают скуки", "Осенние фантазии").
  Экологические знания у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

 

 

Консультация педагога Ельчаниновой Е.Л. для родителей

"Рождество и святки в народных традициях".

картинка

0_139d86_975243f2_orig.gif - 2.25 MB

 

Сею, вею, подсеваю,

С Рождеством вас поздравляю!

Уродись, пшеница, горох — чечевица,

На поле — копнами,

На столе — пирогами.

Сею, вею, подсеваю,

С Рождеством вас поздравляю!

Чтоб здоровенькими были,

Много лет чтобы жили.

 

 Испокон веков главными участниками рождественских обрядов и увеселений были дети. Деревенские ребятишки группами ходили по домам и пели колядки — песенки, главный смысл которых заключался в пожеланиях богатого урожая, здоровья и всяческого благополучия. За это хозяева должны были одаривать колядовщиков пирогами, пряниками или деньгами — кто, чем богат.

 Рождественская ёлка появилась в России во времена Петра 1 и поначалу устраивалась только на больших городских площадях. Вечнозеленое дерево считалось символом вечной, обновляющейся жизни. Главной героиней детского рождественского праздника украшенная ёлка стала вначале 19 века. Но этот праздник был лишь у детей из состоятельных семей. Крестьянская детвора рождественской ёлки не знала.

  Подготовка к большим праздникам, особенно к Новому году и Рождеству, бывает не менее занимательна и приятна, чем сам праздник. Нужно сделать так, чтобы малыш был не только зрителем рождественской сказки, но и ее создателем и участником. Для этого надо привлечь ребенка к праздничным приготовлениям.

 В прежние времена в канун Рождества и на святках выпекали из теста фигурки животных, чаще всего свинок. Эти фигурки назывались "козулями" и были символом плодородия. Люди одаривали друг друга этим печеньем. Кто съедал "козулю", тот будто бы получал хорошие, полезные качества того животного, вид которого она имела.   Почему бы не возродить этот славный древний обычай? Ведь как интересно вместе с малышом лепить или вырезать из теста фигурки разных зверюшек, а потом с добрыми рождественскими пожеланиями угощать своими изделиями друзей и соседей!

  Ребенок дошкольного возраста вполне способен выполнить простые украшения. Проще всего сделать цепи из полосок цветной бумаги. Можно изготовить и "фунтики"Из цветной бумаги или фольги делаем небольшие кулечки (конусы), склеиваем их, чтобы не разворачивались, или скрепляем степлером. Заполняем кулечки мелкими конфетками (драже, монпасье, "морские камешки" и т.п.) или орешками. Закрываем верх кулечка, чтобы не высыпалось содержимое, привязываем к "фунтику" ниточку и вешаем на ёлку. Нетрудно сделать "китайские фонарики".

  Один из главных атрибутов Рождества — рождественская звезда, вспыхнувшая в небе под городом Вифлеемом в момент рождения Спасителя. Нарисуем на плотном картоне контур и вырежем звезду. Золотую, серебряную или разноцветную фольгу нарезаем небольшими кусочками и обклеиваем ими звезду с обеих сторон.

  Ещё один веселый рождественский обычай — ряжение. Наиболее популярные народные персонажи – коза и медведь. Они вступают друг с другом в смешные перепалки, чтобы потешить народ, а потом обязательно мирятся, всем на радость. Однако ничто не мешает нам изготовить маски и костюмы других персонажей. Пусть малыш непременно участвует в процессе изготовления.

  Рождество и святки не обходятся без гадания. Вполне возможно подобрать гадания, интересные для малыша. В красивый мешочек или в широкую чашку с водой кладем разные мелкие предметы, например, ключик, кольцо, камешек, монетку, какую-нибудь маленькую фигурку, ластик, точилку для карандашей и т.д. Все участники гадания достают по одному предмету, а ведущий (гадалка) истолковывают этот предмет в зависимости от того, кто его вытащил. Если монетку вытащил ребенок — у него в этом году будет много подарков, если взрослый — будет много денег. Если ключик достался ребенку — узнает много нового, интересного, если же взрослому — будет достаток, хорошее хозяйство. Камешек — крепкое здоровье. Точилка — успехи в учебе (ребенок), успехи в работе (взрослый). Но можно придумать и более оригинальные, шуточные или сказочные толкования. Ключик — откроешь потайную дверцу в каморке папы Карло. Монетка — найдешь пиратский клад. Фигурка рыбки — загадывай три желания. Словом, есть где разгуляться фантазии.

 Рождественский праздник неистощим на разные затеи. Еще одна забава — вертеп. Вертепом назвали кукольный театр в виде большого двухъярусного ящика, в котором разыгрывались представления на библейские темы. Конечно, можно устроить кукольное представление в домашних условиях. Но гораздо проще изготовить театр теней. Например, чтобы разыграть небольшую сценку о том, как ангел сообщает пастухам о рождении Христа, понадобятся вырезанные из картона три фигурки пастухов с длинными посохами, две-три фигурки овечек, фигурка ангела с крыльями и рождественская звезда. К фигуркам прикрепить тонкие палочки-держалки, к звезде ниточку. Теперь можно повесить на стену экран, в качестве которого подойдет простыня, и направить на экран яркий свет лампы так, чтобы тени от фигурок появились на экране. Представление можно начинать. Пастухи и овечки ходят туда-сюда. Вдруг появляется звезда (опускается на ниточке). Пастухи кричат от изумления, овечки блеют. Сверху появляется Ангел и говорит пастухам о том, что неподалеку в пещере родился Сын Божий, Спаситель мира, поэтому и зажглась яркая звезда. Пастухи удивляются, восхищаются и решают идти в пещеру, чтобы поклониться Сыну Божию.

  Русский народ щедр на угощение. А уж в Рождество и подавно. На праздничном столе должно быть не менее двенадцати блюд, непременно рождественский пирог. Заканчиваются рождественские посиделки, но праздник еще не окончен. Впереди святки, ребятишек ждут зимние забавы.

 

  Надо знать и любить традиции своего народа, приучать детей с малых лет бережно относиться к народным традициям.

Консультация педагога Ельчаниновой Е.Л.
для родителей "Экологическое воспитание дошкольников"
flat800x800075f.jpg - 90.89 KB
 
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома — Земли.
 Слово "экология" вошло в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространённое: экология  наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Так, например, под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны.
 
 Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
1. воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
2. формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
3. развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
4. участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

 

Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению. Учитывая это, необходимо ещё раз подчеркнуть, что одна иззадачэкологического воспитания – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать адекватную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как?
 Поскольку игра — наиболее естественный и приносящий массу положительных эмоций вид деятельности, формирующий характер детей, можно использовать уже известные игры, в которых желательно, чтобы присутствовала активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность.
 Поэтому задача воспитателей и родителей — это подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Давайте, дошколята, природу охранять! О ней ни на минуту не надо забывать.  Ведь цветы, леса, поля и речки, Это все для нас навечно!

Новости, анонсы, объявления

Победитель 2021

Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов

Онлайн анкетирование получателей образовательных услуг

NokoSpb2023.png - 32.54 KB

240x400.jpg - 85.12 KB

Результаты анкетирования

NokoSpb2023-itog.png - 31.39 KB

1rWDg6t6Inp3XNqJMx8jN-SQj2HfukX11apASEX8q10z6fTnJlqLH5E0M-Ct541nkLuBbKooQCJCreaXomgk50aA.jpg - 43.77 KB

Победитель 2020

winner.png - 7.66 KB

QR-код ГБДОУ детский сад № 12

 .png - 23.19 KB

Акция взаимопомощи во время пандемии коронавируса

vmeste.jpg - 290.72 KB

Правила профилактики гриппа, ОРВИ и коронавируса

4ac4a76b0d59f66ad1fd8e3b2ff7d526.jpg - 91.05 KB

Победитель 2019

Участник рейтинга

679-eb2f4b8ff373352875bdddfec6b70dab 1.jpg - 83.82 KB

firo.png - 11.98 KB

r1-2.png - 4.65 KB

Ikonka_Gerb_i_nazvanie_Polnocvetnoe_vosproizvedenie_na_belom_fone_ws.jpg - 871.19 KB

Otdel-obrazovaniya-administratsii-Pushkinskogo-rajona.png - 21.55 KB

rospotrebnadzor.jpg - 26.53 KB

Banner 236x106.png - 24.61 KB

mcs.png - 278.23 KB

http://gov.spb.ru/

administracia.jpg - 7.02 KB

http://www.spbappo.ru/

edinoe_okno.png - 8.31 KB

0017.jpg - 19.20 KB

rosobr.png - 40.35 KB

banner.png - 248.58 KB

zlvTIFZS_400x400.jpg - 23.43 KB

logo.jpg - 8.10 KB

cropped-62.jpg - 209.67 KB

Дополнительная информация

Результативность образовательной деятельности

gold_medal_PNG7.png - 212.89 KB

Гостевая книга

book.png - 791.36 KB

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс
Go to Top