Заместитель заведующего
по учебно-воспитательной работе
Цветкова З.И.
Социально-коммуникативное развитие ребёнка дошкольного возраста особенно актуально, поскольку основы личности закладываются в дошкольный период детства. В ФГОС данная образовательная область стоит на первом месте.
Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально–коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются:
- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
Основные направления.
1.Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей
2.Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
3.Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
4.Трудовое воспитание.
5.Воспитание культуры поведения.
Эффективные формы работы с детьми по "Социально-коммуникативному развитию" по ФГОС:
Младший дошкольный возраст
- Организация игр-путешествий предметного характера
- Организация сюжетных игр
- Организация моментов радости
- Простейшие проблемные ситуации
- Литература и игра (чтение, театрализация) ;
Средний дошкольный возраст
- Организация сюжетно-ролевых игр;
-Организация педагогических ситуаций, игр-драматизаций, игр-этюдов.
- Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.
Старший дошкольный возраст
- Педагогических ситуации, их широкая вариативность.
- Использование метода проектов.
- Использование метода коллекционирования.
- Использование театрализованной деятельности.
-Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, сочинение с детьми коротких стихов)
Сюжетная игра.
В сюжетной игре у ребёнка развивается способность к пониманию другого. Совместная игра — это форма передачи информации, переживаний, беседа, взаимодействие. В сюжетной игре у ребёнка развивается способность к пониманию другого. (или сделать игру понятной для других играющих).
Ошибки воспитателей: организуют коллективные игры. Педагог ведёт себя как руководитель. Или воспитатель создаёт условия для игры, но не способствует развитию игровой деятельности детей.
Воспитатель может создать условия для игры, организовать или присоединиться к детям. В игре участвует на равных, может влиять на игру теми же способами, что и играющие. Организуя игру ребёнка, важно изначально ориентировать его на сверстника.
Игра-путешествие — разновидность игровой ситуации. Включает в себя игровые эпизоды: отправление в путь, остановки, возвращение домой. Внутри игры путешествия могут быть задействованы различные виды деятельности: поведение в транспорте, посещение магазина, гостей, театра, игры-этюды.
Простейшие проблемные ситуации в мл. возрасте: "Научим куклу Катю убираться", "Одежда перепуталась", "Чем будем угощать гостей?".
Игровой приём "Момент радости" — один из вариантов педагогического взаимодействия воспитателя с детьми.
Его цель заключается в создании ситуации переживания ребёнком радости, эмоциональной поддержки, разрядки, снятия напряжения, отдыха, расслабления, улучшения настроения. Например:
-Игры с воздушными шариками
- Игрушки тоже прячутся
- Кто одет в зелёный цвет
-Найди что-нибудь похожее
-Поймай пальчик
-Веревочные человечки
-Забавные состязания
-Покружимся вдвоём, или Весёлая карусель
-Добрые слова специально для тебя.
-Вспомнить стихи, песни про разное настроение
М.Щелованова "Утро"
-Какое сегодня утро?
-Сегодня плохое утро.
Сегодня скучное утро
И, кажется, будет дождь.
-Почему же плохое утро?
Сегодня весёлое утро.
И тучи уходят прочь.
Сегодня не будет солнца.
-Почему не будет солнца?
- Наверное, будет солнце,
Обязательно будет солнце
И замечательный день!
Театрализованная игра.
Т.И. имеет особое значение для социализации детей за счёт нравственного осмысления литературного текста, освоения способов взаимодействия.
В младшей группе воспитывается интерес к театрализованным играм. Становление театрализованной игры начинается в средней группе. Детям предлагаются игры-имитации и простые импровизации по мотивам знакомых сказок. Воспитатель организует этюды по знакомым сказкам, акцент делается на вариативность:
- Покажи медведицу, медведя, медвежонка
- Покажи, как перешагивает с кочки на кочку девочка, как идёт с тяжёлой корзиной, как скачет заяц.
Разыгрываются знакомые стихи, потешки "Жили у бабуси", "Мы делили апельсин".
В старшем дошк. возрасте главное помочь детям понять характер героев, ситуацию, в которой он находится, помочь разобраться в мотивах его поступков. Какой характер у зайца в сказке "Заюшкина избушка", а в сказке "Заяц Хваста".
Драматизация сказок может мотивироваться разными способами: Говорящая книга, Листаем страницы любимых сказок, Озвучиваем диафильм.
Для того, чтобы дети могли отделить сказочную ситуацию от реальной, организуется пространство разными способами: ширмой, кубиками, на полу — лентами, обручем, моделирование пространства на фланелеграфе, на столе. Конструирование интерьера с помощью мебели, предметов быта, подручного материала.
Длительность игр этюдов : мл. гр. — 3-5 мин., ср.гр. — 5-7 мин., старш., подг. до 10 мин.
Длительность театрализованной игры мл.гр. 5-10мин, ср.гр до 20мин., старш., подг. гр. до 30 мин.
Педагогические ситуации
Педагогическая ситуация-форма совместной деятельности, в которой дети решают проблему, а педагог направляет их на решение проблемы, активизирует их самостоятельность, помогает приобрести новый опыт.
Педагогические ситуации для дошкольников заключают в себе содержание, которое приближено к жизни ближайшего окружения и опыту взаимоотношений детей и взрослых в детском саду и семье. Такие ситуации имеют несколько предполагаемых вариантов поступков, поведения. Ребенок имеет возможность самостоятельного разрешения, выбирая тот или иной сценарий развития событий.
В педагогической ситуации ребенок учится видеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. У него формируется определенный опыт.
Таким образом, основные элементы этой формы: анализ, обсуждение вариантов, варианты применения.
Педагогическая ситуация (воспитывающая ситуация) может быть как естественной (жизненная ситуация), так и специально созданной, а также воображаемой.
Внутри понятия "педагогическая ситуация"можно выделить следующие виды: ситуативный разговор с детьми, ситуация общения, игровая ситуация, проблемная ситуация, ситуация морального выбора
Ситуативный разговор с детьми — небольшой, эмоциональный рассказ педагога о фактах и событиях, имеющих социально-нравственное содержание. Например, во время умывания воспитатель рассказывает детям о каком-либо ребенке, который не соблюдает гигиенических правил, вследствие чего заболел и попал в больницу. Или стирка кукольной одежды - разговор о том, что наряды для кукол будут чистыми.
Ситуация общения — фрагмент общения, который имеет педагогическую направленность. Например, в процессе выполнения какой-либо совместной деятельности, воспитатель может обсудить, что ребенок делал дома в воскресенье, подводя его к того, что совместные прогулки, игры с родителями объединяют семью. Педагог вместе с ребенком вспоминает имя и отчество его родителей, профессии, увлечения тем самым, закрепляя представления дошкольника о себе, о своей семье и др. Или
Как мы можем порадовать именинницу? Как мы можем поприветствовать разных людей?
Различие ситуатиного разговора от ситуации общения в том, ситуативный разговор всегда имеет такую педагогическую направленность, которая соответствует выполняемой ребёнком деятельности, а для ситуации общения это необязательно
Разновидностью ситуации общения является этическая беседа. Длительность не более 10 мин. Темы таких бесед : Кого можно назвать другом? Кого можно назвать маминым помощником? Как можно позаботиться о малышах? По литературным произведениям.
Игровая ситуация — ситуация, складывающаяся в игровой деятельности детей, содержанием которой являются как их непосредственно игровые, так и реальные взаимоотношения. Дети становятся корреспондентами, берут интервью и делают репортаж на тему: Любимые места в городе, Новые дома вокруг нас, Как прошли новогодние каникулы.
Ситуация морального выбора (реальные или воображаемые) — ситуации, предполагающие необходимость совершения выбора между альтернативными действиями, одно их которых ребенку приятно или выгодно, а другое, наоборот, противоречит его личным желаниям и планам. Действие, удобное и выгодное ребенку, наносит ущерб другим, а действие, противоречащее его личным желаниям, отвечает интересам других людей. Причем эти интересы других людей оцениваются моралью более высоко, чем его собственные.
Ты гуляла с подругой во дворе. Вы взяли с собой кукол на прогулку. Соседский мальчик выхватил куклу и нечаянно порвал ей платье. Подруга расстроилась и попросила у тебя кукольное платье, которое ты захватила с собой в сумочке. Как ты поступишь? Почему?
Стимулирование морального выбора осуществляется до и после его свершения: Надо выбрать, как поступить , чтобы было правильно, хорошо по–доброму. Или это красивый поступок!
Проблемную ситуацию в практике социально-личностного развития детей,можно понимать как жизненную задачу, в разрешении которой ребёнок мысленно принимает участие.Примеры проблемных ситуаций.
"Как поступить, если Ты видишь, что идущая впереди тебя девочка обронила кошелек. Что ты сделаешь?"
"Маленький котенок залез головой в перевернутую коробку и не может ее снять. Что ты сделаешь?"
Организация работы с детьми: Что случилось? Какая возникла проблема? Важно вызвать сопереживание. Какие чувства испытывают участники? Что можно сделать? Кто что будет делать? В заключении вызвать чувство удовлетворения от успешного завершения ситуации.
Содержание педагогических ситуаций для дошкольников может быть весьма разнообразным: "Дети поссорились", "Сломалась игрушка", "Пожалей куклу", "Кто поступил неправильно?", "Выбор подарка для мамы (папы, бабушки)", "Посещение заболевшего друга", "Радуемся гостям", "Ты в автобусе", "В магазине", "Кукла заблудилась", "Драка", "Как помочь инвалиду?", "Поделись с другом", "Накрываем стол".
Коллекционирование.
Создание коллекции "Положительные герои мультфильмов", вежливые слова — Сундучок с волшебными словами.
Метод проектов.
Использование метода проекта позволяет детям проявить активность.
К познавательно-исследовательским проектам можно отнести "Мой город", "Моя семья", "Что мы знаем о правилах дорожного движения?", "Зимующие птицы".
Игровые проекты могут быть посвящены театрализованной деятельности. В ходе проекта может быть создана книга настроений, рецептов хорошего настроения, добрых поступков.
Игровое упражнение.
Очень важными с точки зрения социализации ребёнка являются упражнения, которые в игровой форме позволяют осваивать нравственное поведение.
-Упражнения в применении защитных фраз ( кто как обзывается, тот так и…)
- в употреблении форм речевого этикета как обратится к взрослому с просьбой, как начать разговор по телефону, как поздравить с днём рождения, как пожалеть, извиниться
-Продолжи предложение: Если бабушка заболела, то я…
В процессе проведения таких упражнений обращать внимание детей на нравственные способы взаимодействия, употреблять в речи выражения:
На пользу всех, все вместе, один за всех и все за одного, общими усилиями. Так поступают добрые люди!
-Обращать внимание на разные способы проявления чувств литературных героев, детей: Саша обижен, что ему не досталась игрушки, Коля огорчен, потому что проиграл.
Социализирующие функции выполняет в педагогической работе с дошкольниками художественная литература, в произведениях которой в отражен мир людей, взаимоотношений между ними.
Подвижные игры дают большие возможности для развития умения подчиняться общим требованиям, контролировать свои поступки, идёт формирование воли, выдержки, дисциплинированности, взаимопомощи, сопереживания.
Игры с правилами.
Игры с правилами развивают нормативную регуляцию, стремление к волевому усилию. Для ребёнка старшего дошк. возраста правило — закон, который нужно соблюдать.
Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- Создание атмосферы доброжелательности, уважения к каждому ребёнку, проявлении помощи детям, умении увидеть и показать ребёнку его достижения, выработки правил поведения в группе, традиций.
- обогащение предметно-пространственной среды.
Литература:
1.Л.М.Щипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова "Азбука общения", СПб. 2004г.
2.О.В.Акулова, О.В.Солнцева Образовательная область "Социализация. Игра.", СПб.Дество-Пресс 2012г.
3. О.Н. Сомкова Образовательная область "Коммуникация"
4.Р.С.Буре Социально-нравственное воспитание дошкольников М.Мозаика-Синтез 2014г.
5.Михайленко Н.Я., Короткова "Взаимодействие взрослого с детьми в игре", Дошкольное воспитание 1993г. №3,4
6.Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М.Мозаика-Синтез 2014г.
7.Р.С.Буре "Дружные ребята", М.МПГУ 1997г. Методическое обеспечение программы
-В.Р.Лисина "Общение педагога с ребёнком и его влияние на создание положительного микроклимата в группе". М.,1997г.
8.О.Л.Князева, Р.Б. Стёркина "Я, ты, мы: социально-эмоциональное развитие детей от 3до 6 лет" М. "Просвещение" 2005г.
9.Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы.М. "Просвещение" 2013г.
Новости, анонсы, объявления
- 18.11.2024. День защиты черных котов.
- «Горячая линия» по вопросам соблюдения законодательства при организации и обеспечении прав несовершеннолетних на качественное и безопасное питание в образовательных учреждениях.
- 12.11.2024. Экологическая акция "Синичкин день"
- 11.11.2024. День энергосбережения
- Ежегодный музыкально-патриотический фестиваль-конкурс «Моя Родина-Россия»
- Благодарственное письмо за вклад в развитие экологического просвещения на территории Санкт-Петербурга
- Музыкально-спортивные досуги "Вместе, мы едины!"
- Поздравляем с Днём Народного Единства!
- С Днём Рождения, любимый детский сад!
- 30.10.2024. Встреча с ответственными по безопасности дорожного движения
- Праздники Осени
- 23.10.2024. Международный день Снежного барса.
- 19.10.2024. Районный фестиваль-конкурс семейного спортивного танца "Вместе на спортивной волне" среди дошкольных образовательных организаций.
- 19.10.2024. Районный спортивный фестиваль «Фитнес осень»
- 19 октября состоялся субботник!