22.10.2022. Консультация педагога-психолога для родителей "Психологическая готовность ребёнка к школе".

upl_1625034423_683937_dnb5a.jpg - 255.22 KB

 

  Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребёнок должен знать и уметь перед школой и так далее.

  Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален.

 

Что включает в себя психологическая готовность к школе?

 Психологическая готовность ребенка к школе - необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.

 В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический и психологический аспекты, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться.

  Физиологическая готовность ребенка к школе

   Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

 

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект готовности включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная/социальная, эмоционально-волевая.

 

Интеллектуальная готовность к школе:

-к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний;
- он доложен ориентироваться в пространстве;

- ребенок должен стремиться к получению новых знаний;

- развитие его памяти, речи и мышления должны соответствовать возрасту.

 

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

 

- у ребёнка должны быть развиты коммуникативные навыки, то есть он должен уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии;

- ребёнок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- нравственное развитие, ребенок должен понимать, какие поступки хорошие, а какие плохие; 

- ребёнок должен принимать поставленную педагогом задачу, уточняя неясные моменты, а после выполнения адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

 

 Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:


- наличие интереса к учению и получению новых знаний; 

- способность ребёнка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

- усидчивость – способность в течение определённого времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

 

Рекомендации родителям дошкольника

1.Не будьте слишком требовательны к ребёнку.

2. Ребёнок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.

3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребёнка чрезмерной.

4. Если вы видите, что у ребёнка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.

5. Учёба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.

6. Следите за распорядком дня, чтобы ребёнок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги перед сном.

7. Питание должно быть сбалансированным.

8. Наблюдайте, как ребёнок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. В 6-7 лет должно быть сформировано умение управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он.

9. Обеспечьте для домашних занятий все необходимые материалы, для которых отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.

10. Если ребёнок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребёнка к тому, чтобы он в течение 15-20 минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.

11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, не пустите его гулять и т.п.

12. Обеспечьте ребёнку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.

13. Рассказывайте ребёнку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.

14. Формируйте у ребёнка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно. Не пугайте его двойками, наказанием за плохое поведение и т.п.

15. Старайтесь интересоваться школьными событиями ребёнка, ненавязчиво расспрашивайте его о том, как прошёл его день.

 

  С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно опереться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.