• Печать
26.10.2022. Консультация педагога Ивановой А.Н. для родителей
"Русские народные игры в жизни ребенка"
картинка
6JoUv0-PPrw.jpg - 28.00 KBНародная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка. Ведь именно  через игру происходит воспитание и развитие  детей  дошкольного возраста.
 Русские народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились  и дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в  поколения, вбирая  в себя лучшие  национальные традиции.  Все дети (девчонки и мальчишки) любят водить хороводы, петь песни без устали, бегать,  играя  в горелки, салочки, состязаться в ловкости играя  в лапту. Детям очень весело, а веселье  характерно для русского народа.    Все педагоги высоко оценивают значение русских народных игр. Так  Лесгафт П.Ф. именно народные игры положил  в основу  своей системы  физического образования. Ушинский К.Д. считал эти игры наиболее доступным материалом для детей. Благодаря своей образности, народные игры  увлекают  детей дошкольного  возраста.
 Целый ряд  детских игр  основан на соединении песни с движением.  Это  игры хороводные. В подобных  играх   действия  детей  осуществляются  в ритме,  словах  и текстах. Здесь ребёнок  драматизирует  то, о чём поётся в песенке. Например, "Каравай", "Заинька", "Козлик", "Плетень". Песня тесно связана с народной игрой. В младенческих играх трудно  различать где  кончается песня  и начинается игра. Песня постепенно  переходит  в игру. Например  "У медведя  во бору", "Злой  волк" и т.д.     
 Чёткой классификации народных игр нет. На основе исследований Капицы О.И., Науменко Г.М. игры условно можно разделить на виды:
а) подвижные (спортивные) игры;
б) обрядовые (календарные);
в) по отношению к природе (природные);
г) трудовые (бытовые)
д) с ведущим (водящим);
ж) драматические (с элементами театрализованных действий)
 К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве ( "Горелки", "Ловишки", "Прятки", "Звонари", "Бубен" и др.)
 Обрядовые (календарные) игры — это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: "Кукушечка", "Ручеёк", "Гори, гори ясно", "Солнышко", "Кострома" и др.
 По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: "Сорока", "У медведя во бору", "Заинька", "Паучок", "Ворон", "Олень" .
 Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. ("Горшок", "Каравай", "Я весёлая ткачиха", "Клубочек", "Баба сеяла горох", "Мельница" и др.)
 Игры с ведущим (водящим) — игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. ("Звонари", "Отгадай, чей голосок", "Море волнуется", "Сижу на камушке").
 Игрызабавы — это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в тоже время, несут в себе какой–то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры "Сорока-сорока", "Ладушки", "Идёт коза рогатая", "По кочкам", "Баба сеяла горох".
 Драматические (с элементами театрализованных действий) игры — это игры, которые требуют  искусство "артиста", умение на время превратиться в какого-то героя игры и выполнять его действия ("Заинька, выходи", "Волк-волчок", "Бабка Ёжка", "Идёт коза по лесу", "Дрёма" и др.)
 Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. они поднимают настроение, развивают физически, доставляют радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Еще игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться "зажатым" и неуверенным в себе детям, с помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции. Создание благоприятной творческой атмосферы — народной музыки, костюмы, шапочки зверей, атрибуты — всё это в игре настраивает детей на создание индивидуального изображаемого образа.