• Print
"Социально-коммуникативное развитие детей
дошкольного возраста в условиях ФГОС"
 
картинка
850_6e1974263a6556c8482e0f45e944f119.png - 522.23 KB
 

Заместитель заведующего

по учебно-воспитательной работе

Цветкова З.И.

 

 Социально-коммуникативное развитие ребёнка дошкольного возраста особенно актуально, поскольку основы личности закладываются в дошкольный период детства. В ФГОС данная образовательная область стоит на первом месте.

 Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

 Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.              

 Задачами социально–коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются:

- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

 Основные направления.

1.Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей

2.Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

3.Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

4.Трудовое воспитание.

5.Воспитание культуры поведения.

 При реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" важно осознавать, что: процесс социализации и коммуникации буквально "пронизывает" все содержание программы.
 Содержание образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" реализуется интегративно в организованной образовательной деятельности, а также в образовательной деятельности в режимные моменты.

 Эффективные формы работы с детьми по "Социально-коммуникативному развитию" по ФГОС:

 

Младший дошкольный возраст

- Организация игр-путешествий предметного характера

- Организация сюжетных игр

- Организация моментов радости

- Простейшие проблемные ситуации

- Литература и игра (чтение, театрализация) ;

  

Средний дошкольный возраст

- Организация сюжетно-ролевых игр;

-Организация педагогических ситуаций, игр-драматизаций, игр-этюдов.

- Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.

  

Старший дошкольный возраст

- Педагогических ситуации, их широкая вариативность.

- Использование метода проектов.

- Использование метода коллекционирования.

- Использование театрализованной деятельности.

-Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, сочинение с детьми коротких стихов)

 

 

Сюжетная игра.

В сюжетной игре у ребёнка развивается способность к пониманию другого. Совместная игра — это форма передачи информации, переживаний, беседа, взаимодействие. В сюжетной игре у ребёнка развивается способность к пониманию другого. (или сделать игру понятной для других играющих).

 Ошибки воспитателей: организуют коллективные игры. Педагог ведёт себя как руководитель. Или воспитатель создаёт условия для игры, но не способствует развитию игровой деятельности детей.

 Воспитатель может создать условия для игры, организовать или присоединиться к детям. В игре участвует на равных, может влиять на игру теми же способами, что и играющие. Организуя игру ребёнка, важно изначально ориентировать его на сверстника.

Игра-путешествие — разновидность игровой ситуации. Включает в себя игровые эпизоды: отправление в путь, остановки, возвращение домой. Внутри игры путешествия могут быть задействованы различные виды деятельности: поведение в транспорте, посещение магазина, гостей, театра, игры-этюды.

Простейшие проблемные ситуации в мл. возрасте: "Научим куклу Катю убираться", "Одежда перепуталась", "Чем будем угощать гостей?".

Игровой приём "Момент радости" — один из вариантов педагогического взаимодействия воспитателя с детьми.

Его цель заключается в создании ситуации переживания ребёнком радости, эмоциональной поддержки, разрядки, снятия напряжения, отдыха, расслабления, улучшения настроения. Например:

-Игры с воздушными шариками

- Игрушки тоже прячутся

- Кто одет в зелёный цвет

-Найди что-нибудь похожее

-Поймай пальчик

-Веревочные человечки

-Забавные состязания

-Покружимся вдвоём, или Весёлая карусель

-Добрые слова специально для тебя.

-Вспомнить стихи, песни про разное настроение

М.Щелованова "Утро"

-Какое сегодня утро?                                      

-Сегодня плохое утро.

Сегодня скучное утро

И, кажется, будет дождь.

-Почему же плохое утро?

Сегодня весёлое утро.

И тучи уходят прочь.

Сегодня не будет солнца.

-Почему не будет солнца?

- Наверное, будет солнце,

Обязательно будет солнце

И замечательный день!

Театрализованная игра.

Т.И. имеет особое значение для социализации детей за счёт нравственного осмысления литературного текста, освоения способов взаимодействия.

В младшей группе воспитывается интерес к театрализованным играм. Становление театрализованной игры начинается в средней группе. Детям предлагаются игры-имитации и простые импровизации по мотивам знакомых сказок. Воспитатель организует этюды по знакомым сказкам, акцент делается на вариативность:

- Покажи медведицу, медведя, медвежонка

- Покажи, как перешагивает с кочки на кочку девочка, как идёт с тяжёлой корзиной, как скачет заяц.

Разыгрываются знакомые стихи, потешки "Жили у бабуси", "Мы делили апельсин".

В старшем дошк. возрасте главное помочь детям понять характер героев, ситуацию, в которой он находится, помочь разобраться в мотивах его поступков. Какой характер у зайца в сказке "Заюшкина избушка", а в сказке "Заяц Хваста".

Драматизация сказок может мотивироваться разными способами: Говорящая книга, Листаем страницы любимых сказок, Озвучиваем диафильм.

Для того, чтобы дети могли отделить сказочную ситуацию от реальной, организуется пространство разными способами: ширмой, кубиками, на полу — лентами, обручем, моделирование пространства на фланелеграфе, на столе. Конструирование интерьера с помощью мебели, предметов быта, подручного материала.

Длительность игр этюдов : мл. гр. — 3-5 мин., ср.гр. — 5-7 мин., старш., подг. до 10 мин.

Длительность театрализованной игры мл.гр. 5-10мин, ср.гр до 20мин., старш., подг. гр. до 30 мин.

Педагогические ситуации

Педагогическая ситуация-форма совместной деятельности, в которой дети решают проблему, а педагог направляет их на решение проблемы, активизирует их самостоятельность, помогает приобрести новый опыт.

Педагогические ситуации для дошкольников заключают в себе содержание, которое приближено к жизни ближайшего окружения и опыту взаимоотношений детей и взрослых в детском саду и семье. Такие ситуации имеют несколько предполагаемых вариантов поступков, поведения. Ребенок имеет возможность самостоятельного разрешения, выбирая тот или иной сценарий развития событий.

В педагогической ситуации ребенок учится видеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. У него формируется определенный опыт.

Таким образом, основные элементы этой формы: анализ, обсуждение вариантов, варианты применения.                

Педагогическая ситуация (воспитывающая ситуация) может быть как естественной (жизненная ситуация), так и специально созданной, а также воображаемой.

Внутри понятия "педагогическая ситуация"можно выделить   следующие виды:  ситуативный разговор с детьми, ситуация общения, игровая ситуация, проблемная ситуация, ситуация морального выбора

Ситуативный разговор с детьми — небольшой, эмоциональный рассказ педагога о фактах и событиях, имеющих социально-нравственное содержание. Например, во время умывания воспитатель рассказывает детям о каком-либо ребенке, который не соблюдает гигиенических правил, вследствие чего заболел и попал в больницу. Или стирка кукольной одежды - разговор о том, что   наряды для кукол будут чистыми.

Ситуация общения — фрагмент общения, который имеет педагогическую направленность. Например, в процессе выполнения какой-либо совместной деятельности, воспитатель может обсудить, что ребенок делал дома в воскресенье, подводя его к того, что совместные прогулки, игры с родителями объединяют семью. Педагог вместе с ребенком вспоминает имя и отчество его родителей, профессии, увлечения тем самым, закрепляя представления дошкольника о себе, о своей семье и др. Или

Как мы можем порадовать именинницу? Как мы можем поприветствовать разных людей?

Различие ситуатиного разговора от ситуации общения в том, ситуативный разговор всегда имеет такую педагогическую направленность, которая соответствует выполняемой ребёнком деятельности, а для ситуации общения это необязательно

Разновидностью ситуации общения является этическая беседа. Длительность не более 10 мин. Темы таких бесед : Кого можно назвать другом? Кого можно назвать маминым помощником? Как можно позаботиться о малышах? По литературным произведениям.

Игровая ситуация — ситуация, складывающаяся в игровой деятельности детей, содержанием которой являются как их непосредственно игровые, так и реальные взаимоотношения. Дети становятся корреспондентами, берут интервью и делают репортаж на тему: Любимые места в городе, Новые дома вокруг нас, Как прошли новогодние каникулы.

Ситуация морального выбора (реальные или воображаемые) — ситуации, предполагающие необходимость совершения выбора между альтернативными действиями, одно их которых ребенку приятно или выгодно, а другое, наоборот, противоречит его личным желаниям и планам. Действие, удобное и выгодное ребенку, наносит ущерб другим, а действие, противоречащее его личным желаниям, отвечает интересам других людей. Причем эти интересы других людей оцениваются моралью более высоко, чем его собственные.

Ты гуляла с подругой во дворе. Вы взяли с собой кукол на прогулку. Соседский мальчик выхватил куклу и нечаянно порвал ей платье. Подруга расстроилась и попросила у тебя кукольное платье, которое ты захватила с собой в сумочке. Как ты поступишь? Почему?

Стимулирование морального выбора осуществляется до и после его свершения: Надо выбрать, как поступить , чтобы было правильно, хорошо по–доброму. Или это красивый поступок!

Проблемную ситуацию в практике социально-личностного развития детей,можно понимать как жизненную задачу, в разрешении которой ребёнок мысленно принимает участие.Примеры проблемных ситуаций.

"Как поступить, если Ты видишь, что идущая впереди тебя девочка обронила кошелек. Что ты сделаешь?"

"Маленький котенок залез головой в перевернутую коробку и не может ее снять. Что ты сделаешь?"

Организация работы с детьми: Что случилось? Какая возникла проблема? Важно вызвать сопереживание. Какие чувства испытывают участники? Что можно сделать? Кто что будет делать? В заключении вызвать чувство удовлетворения от успешного завершения ситуации.

Содержание педагогических ситуаций для дошкольников может быть весьма разнообразным: "Дети поссорились", "Сломалась игрушка", "Пожалей куклу", "Кто поступил неправильно?", "Выбор подарка для мамы (папы, бабушки)", "Посещение заболевшего друга", "Радуемся гостям", "Ты в автобусе", "В магазине", "Кукла заблудилась", "Драка", "Как помочь инвалиду?", "Поделись с другом", "Накрываем стол".

Коллекционирование.

Создание коллекции "Положительные герои мультфильмов", вежливые слова — Сундучок с волшебными словами.

Метод проектов.

Использование метода проекта позволяет детям проявить активность.

К познавательно-исследовательским проектам можно отнести "Мой город", "Моя семья", "Что мы знаем о правилах дорожного движения?", "Зимующие птицы".

Игровые проекты могут быть посвящены театрализованной деятельности. В ходе проекта может быть создана книга настроений, рецептов хорошего настроения, добрых поступков.

Игровое упражнение.

Очень важными с точки зрения социализации ребёнка являются упражнения, которые в игровой форме позволяют осваивать нравственное поведение.

-Упражнения в применении защитных фраз ( кто как обзывается, тот так и…)

- в употреблении форм речевого этикета как обратится к взрослому с просьбой, как начать разговор по телефону, как поздравить с днём рождения, как пожалеть, извиниться

-Продолжи предложение: Если бабушка заболела, то я…

В процессе проведения таких упражнений обращать внимание детей на нравственные способы взаимодействия, употреблять в речи выражения:

На пользу всех, все вместе, один за всех и все за одного, общими усилиями. Так поступают добрые люди!

-Обращать внимание на разные способы проявления чувств   литературных героев, детей: Саша обижен, что ему не досталась игрушки, Коля огорчен, потому что проиграл.

Социализирующие функции выполняет в педагогической работе с дошкольниками   художественная литература, в произведениях которой в отражен мир людей, взаимоотношений между ними.

Подвижные игры дают большие возможности для развития умения подчиняться общим требованиям, контролировать свои поступки, идёт формирование воли, выдержки, дисциплинированности, взаимопомощи, сопереживания.

Игры с правилами.

Игры с правилами развивают нормативную регуляцию, стремление к волевому усилию. Для ребёнка старшего дошк. возраста правило — закон, который нужно соблюдать.

 Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

- Создание атмосферы доброжелательности, уважения к каждому ребёнку, проявлении помощи детям, умении увидеть и показать ребёнку его достижения, выработки правил поведения в группе, традиций.

- обогащение предметно-пространственной среды.

Литература:

1.Л.М.Щипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова "Азбука общения", СПб. 2004г.

2.О.В.Акулова, О.В.Солнцева Образовательная область "Социализация. Игра.", СПб.Дество-Пресс 2012г.

3. О.Н. Сомкова Образовательная область "Коммуникация"

4.Р.С.Буре Социально-нравственное воспитание дошкольников М.Мозаика-Синтез 2014г.

5.Михайленко Н.Я., Короткова "Взаимодействие взрослого с детьми в игре", Дошкольное воспитание 1993г. №3,4

6.Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М.Мозаика-Синтез 2014г.

7.Р.С.Буре "Дружные ребята", М.МПГУ 1997г. Методическое обеспечение программы

-В.Р.Лисина "Общение педагога с ребёнком и его влияние на создание положительного микроклимата в группе". М.,1997г.

8.О.Л.Князева, Р.Б. Стёркина "Я, ты, мы: социально-эмоциональное развитие детей от 3до 6 лет" М. "Просвещение" 2005г.

9.Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы.М. "Просвещение" 2013г.