• Print
Консультация для родителей
"Роль подвижной игры в физическом воспитании детей дошкольного возраста"
 
8.jpg - 17.20 KB
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Исключительная роль игры в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения является общепризнанной. Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка. Подвижная игра — это путь к познанию мира. В процессе игры дети узнают различные свойства предметов, стороны жизни, получают полезную информацию. Игры способствуют развитию кругозора, внимательности, наблюдательности. Ребенок постоянно стремится к деятельности и удовлетворяет эту потребность в игре.

 Однако, некоторые взрослые недооценивают важность двигательной активности для формирования физического и психического здоровья  детей. Дома родители предпочитают занять ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, а в худшем — просмотром телепередач или видеофильмов, игрой на компьютере.

 

 Игра выступает и как средство разностороннего развития ребёнка, и как форма организации жизни, и как метод обучения. 

 Недостаточные двигательные умения и однообразие движений создают предпосылки к обеднению операционального состава игровой деятельности дошкольника и, наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками.

 Имеется ряд исследований (Р.И. Жуковская, Н.С. Пантина, Д.Б. Эльконин), где особо подчёркивается существование связи разнообразия движений с игровой мотивацией, умением развивать сюжет игры и сохранять к ней интерес, особенно в младшем дошкольном возрасте.

 При выполнении ролевых правил ребёнку легче осознать и запомнить цель, соподчинять, контролировать и оценивать свои действия. Таким образом, игра не только способствует совершенствованию движений детей (что, несомненно, важно), но и выполняет функцию их социализации. Однако такая значимость может быть признана лишь при условии высокой мотивации и принятием её детьми.

 Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, тканей. Игра — естественный спутник жизни ребенка, заложенный самой природой в развивающемся организме ребенка,  неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию.

 Игра заслуживает большого уважения за огромные педагогические возможности, заложенные в ней. В процессе игры создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, воспитания нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, которые дают большой оздоровительный эффект, благотворно влияя на сердечно-сосудистую, дыхательную, сенсорную системы. Подвижные игры укрепляют мышцы всего тела, улучшают обмен веществ, повышают общую работоспособность организма, вырабатывают у детей элементарные умения ориентироваться в пространстве, формируют точность и согласованность двигательных действий.

 Подчинение правилам игры воспитывает у детей дошкольного возраста организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых качеств. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координационные и скоростно-силовые способности и, самое главное, благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей. Очень важна роль подвижных игр в повышении двигательной активности детей в течение дня.

 

 Подвижные игры подразделяются на: подвижные игры высокой интенсивности, подвижные игры и игровые упражнения малой интенсивности, игры соревновательной направленности и игры-эстафеты.

 К подвижным играм высокой интенсивности относятся сюжетные и несюжетные игры с разнообразным двигательным содержанием: бегом, прыжками, лазанием, ползанием. При их проведении очень важно регулировать двигательную нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений в зависимости от возможностей детей в каждой конкретной игре.
 Главное назначение подвижных игр и игровых упражнений малой интенсивности — восстановить пульс и дыхание ребенка после физической нагрузки.

 Игры соревновательной направленности предполагают выполнение определенного задания двумя или несколькими участниками. Такие игры могут быть как индивидуального характера, так и командного. Наиболее характерные действия в соревнованиях — бег наперегонки с увертыванием, на скорость с преодолением препятствий; метание в цель и на дальность; подлезание и переползание; прыжки на месте и в движении; ориентирование в пространстве и во времени, в том числе и без зрительного контроля; различные действия с мячом, обручем, скакалкой и другими предметами.

 Игры-эстафеты — командные игры. Действия каждого участника эстафеты имеют одинаковую направленность и связаны с перемещением по площадке (залу) и выполнением определенных заданий. Дети соревнуются в порядке очередности и учатся заботиться не только о своих личных результатах, но и результатах всей команды. Эстафеты бывают линейные и встречные, тематические и сюжетные, индивидуальные и коллективные. Особое внимание в них уделяется правильной передаче эстафеты и выполнению всех правил.

 При проведении игры взрослый должен стремиться к тому, чтобы повысить ее эффективность, но при этом не допустить чрезмерной физической нагрузки. Необходимо следить за тем, чтобы дети не переутомлялись, не слишком возбуждались. Оптимальное количество повторений одной игры — 3-5 раз, но любую игру нужно закончить раньше, чем этого захотят дети.

 Однотипные подвижные игры вызывают у детей утомление. Внесение в игры некоторых изменений, дополнений не меняет их основного содержания и правил, однако элементы новизны повышают интерес детей к игре, побуждая их к большей активности, проявлению инициативы, самостоятельности, а часто и творчества. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети с самого раннего возраста полюбили подвижные игры и проявляли желание играть в них самостоятельно.

Воспитательная роль игр, обогащённых разнообразными движениями, повышается, если они становятся компонентом самостоятельной деятельности детей.

 

 Игровую инициативу дошкольников можно повысить при соблюдении трёх основных условий:

  • частого соприкосновения с играми в течение дня в разных видах и формах деятельности;
  • разнообразия игр и внесения в них элементов новизны;
  • участия взрослых в играх на правах партнёра.
 В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, в физическом и умственном развитии. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, совершенствуется гибкость тела, глазомер, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них - учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей. Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенка. Игра для ребенка то же, что речь для взрослого. Играя, он обретает пространство — физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс "самости" — самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.
 
   Игры подвижного характера следует включать в различные виды и формы детской деятельности.
 В течение дня в детском саду подвижные игры проводятся: на прогулках, во всех видах занятий (в том числе, в качестве физкультминуток), в самостоятельной деятельности детей. Игры проводятся только по желанию детей, поэтому обязательное требование к ним — их кратковременность, прекращение прежде, чем дети утратят к ним интерес. Такой подход позволяет сохранить мотивацию и побуждение детей к повторению игры.

 Партнёрство в играх считается обязательным, более того, взрослые иногда выполняют главную роль, демонстрируя эталон действий. Выступая в роли рядового участника игры, они могут оказаться среди выигравших или проигравших. Если они остаются руководителями игры, то в этом случае выбирают себе активных помощников (одного-двух), передавая им часть обязанностей (начертить необходимые линии, распределить роли, посчитать количество пойманных, подвести итоги игры и т.п.).

Обязательным условием в руководстве игрой является создание благоприятного эмоционального фона — удивление и восхищение взрослого ("Как я рада, что у тебя получилось", "Научи этому движению кого-нибудь из детей" и т.д.), поддержка со стороны сверстников, сопереживание, восхищение и т.д.

  Многократная, вариативная апробация различных игр дает основание сделать вывод о том, что включение в подвижные игры сюжетно-игровых ситуаций способствует повышению интереса детей к ним и эффективности их в целом.

 Таким образом, педагогам и родителям необходимо помнить, что все перечисленные подвижные игры способствуют не только совершенствованию движения играющих, развитию зрительного, слухового внимания, быстроты, двигательной реакции на ориентировку в пространстве и во времени, точности в расчете своих сил, ловкости, быстроты, координации движений; в них воспитываются такие качества личности, как решительность, настойчивость, товарищеская взаимопомощь, дружеское отношение к участникам игр, коллективизм, но и косвенно влияют на речевое развитие ребенка.

 Подвижные игры необходимы для единства психофизического, интеллектуального, нравственного, эмоционального воспитания; для достижения полной гармонии с самим собой и с окружающим миром; для возможности реализации свободы и выбора действий, что является необходимым для качественной подготовки детей.

 С помощью игры дети вовлекаются в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малышей постепенно появляется желание участвовать в играх. Создается благоприятная дружеская атмосфера в детском коллективе, устанавливается контакт между взрослым и ребенком, происходит наполнение детей яркими эмоциями. Оптимальное использование подвижных игр (физических упражнений) приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, улучшает физическую, психическую и интеллектуальную работоспособность детей.

 Физическое воспитание дошкольников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в дошкольнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные дошкольники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.

9.jpg - 69.79 KB