1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

27.10.2022. Советы родителям от педагога-психолога Рябченко Т.Д. "Адаптация ребёнка к ДОУ".

 

hello_html_m31b85c61 1.jpg - 97.47 KB

  Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.

 В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребёнка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжёлую.

  При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь.

  Средняя степень адаптации. Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20—40 дней, качество сна страдает. Аппетит восстанавливается через 20—40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. Отношение к взрослым избирательное.

 Тяжелая степень адаптации. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется.

 Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.

   

 Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

- Тревога, связанная со сменой обстановки. Ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей. Ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. Личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.

- Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, поэтому первый день в группе чрезвычайно важен.

- Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой. Поэтому ребенок не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

- Отсутствие навыков самообслуживания.

- Избыток впечатлений, из-за которого ребёнок может переутомиться и вследствие этого нервничать, плакать, капризничать.

- До 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

 

   Как помочь ребенку приспособиться к условиям детского сада?

- Пусть ребёнка отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. 

- Максимально сократите время переодевания и прощания (до 2-х мин.)

- Не целуйтесь, не обнимайтесь с ребенком по 10–15 минут.

- Не уговаривайте малыша извиняющимся тоном! Выражайте радость за ребёнка: «Тебе так повезло, ты ходишь в садик! Я бы тоже пошла, жаль, взрослым нельзя. Там так интересно!» Будьте тверды, убедительны.

- Обязательно скажите, что вы придёте, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придёт после какого-то события, чем ждать её каждую минуту.

- Твердо выполняйте свои обещания: если сказали, что заберёте ребёнка после обеда, забирайте в назначенное время. Не обманывайте ребенка, не подрывайте его веру в самых дорогих и близких людей. Не заставляйте его страдать, плакать, ожидая вас.

- Принесите любимую игрушку.

- Используйте ритуалы прощания. "Ритуал" — это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Например, уходя, мама всегда:

 

- целует и говорит, куда уходит и когда придёт;

 

- говорит "пока-пока";

 

- машет за окном рукой на прощание и т.д.

 

После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы остаётесь с ребёнком в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

 

Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением.

 

Как облегчить процесс адаптации?

 

- Расскажите заранее про детский сад. Необходимо подробно рассказать ребенку о режиме детского сада, что, как, в какой последовательности он будет делать. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью и как это сделать. Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки другим детям.

 

- Обеспечьте создание положительного восприятия детского сада, воспитателей, других детей.

 

- Придумайте свой ритуал прощания и выучите с ребёнком его последовательность.

 

 Интересуйтесь новыми событиями, которые произошли с ребёнком за время пребывания в ДОУ, его впечатлениями. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

 

- Отложите некоторые особенно стрессовые для малыша мероприятия в период адаптации (поход к парикмахеру, уколы, горькие лекарства, походы в гости к новым знакомым и т.д.). Малыш перегружен впечатлениями, поэтому нужно щадить его нервную систему. Избегайте неприятных процедур, если они являются для ребёнка психически травмирующими. Подождите пока малыш придёт в уравновешенное состояние. Будьте дома с ребёнком особенно ласковыми и внимательными.

 

   Полная адаптация ребёнка к детскому саду возможна не раньше, чем через 2-3 месяца. Если ребёнок готовится к детскому саду, если и семья и воспитатели настроены на сотрудничество, то сложности адаптации будут сведены к минимуму. И через некоторое время вы начнёте отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.

 

    Даже если адаптационный период проходит гладко, ребёнок с удовольствием ходит в детский сад, не заболевает в течение 2-3 недель, это не значит, что детский сад не является нагрузкой. Большое количество новой информации, новых условий, даже если они принимаются малышом положительно, - это все равно тяжело. Поэтому посещение детского сада в течение первых двух месяцев должно происходить в индивидуальном режиме.

 

 

Banner_1000x361.png - 370.83 KB

1rWDg6t6Inp3XNqJMx8jN-SQj2HfukX11apASEX8q10z6fTnJlqLH5E0M-Ct541nkLuBbKooQCJCreaXomgk50aA.jpg - 43.77 KB

Победитель 2021

Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов

Победитель 2020

winner.png - 7.66 KB

QR-код ГБДОУ детский сад № 12

 .png - 23.19 KB

Акция взаимопомощи во время пандемии коронавируса

vmeste.jpg - 290.72 KB

Правила профилактики гриппа, ОРВИ и коронавируса

4ac4a76b0d59f66ad1fd8e3b2ff7d526.jpg - 91.05 KB

Победитель 2019

Участник рейтинга

Победитель 2017

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

679-eb2f4b8ff373352875bdddfec6b70dab 1.jpg - 83.82 KB

firo.png - 11.98 KB

r1-2.png - 4.65 KB

Ikonka_Gerb_i_nazvanie_Polnocvetnoe_vosproizvedenie_na_belom_fone_ws.jpg - 871.19 KB

Otdel-obrazovaniya-administratsii-Pushkinskogo-rajona.png - 21.55 KB

rospotrebnadzor.jpg - 26.53 KB

Banner 236x106.png - 24.61 KB

mcs.png - 278.23 KB

Уважаемые посетители сайта!
В сети Интертнет появился новый информационный ресурс РУСРЕГИОНИНФОРМ.
ссылка на портал: http://rusregioninform.ru/
Цель данного ресурса:формирование позитивного имиджа
региональной системы образования; организация
мониторинга системы образования, обеспечение
информатизационной открытости, содействие населению
в оценке качества услуг, оказываемых УО.

http://gov.spb.ru/

administracia.jpg - 7.02 KB

http://www.spbappo.ru/

edinoe_okno.png - 8.31 KB

0017.jpg - 19.20 KB

rosobr.png - 40.35 KB

banner.png - 248.58 KB

zlvTIFZS_400x400.jpg - 23.43 KB

logo.jpg - 8.10 KB

cropped-62.jpg - 209.67 KB

Дополнительная информация

Результативность образовательной деятельности

gold_medal_PNG7.png - 212.89 KB

Гостевая книга

book.png - 791.36 KB

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс
Go to Top