• Печать

Консультация воспитателя Осташко Н.А.

для родителей "Как организовать театрализованные игры дома с ребёнком"

 main_10__2-3_.jpg - 687.90 KB

   Ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей, являются театрализованные игры. Театрализованная деятельность способствует умственному развитию ребёнка, помогает познать ему разнообразные жизненные явления, развивает речь (расширяет словарный запас; совершенствует артикуляционный аппарат; развивает выразительность речи и интонации), память, воображение, формирует внимание. В театрализованной деятельности детей решается также и задача физического воспитания, ребёнок совершенствует свои движения, делает их выразительнее.
 
  Участвуя в спектаклях, дети становятся раскрепощёнными, учатся действовать согласованно, проявляют самостоятельность, активность, выдержку. На основе этих умений формируется способность откликаться на художественное произведение и оценивать его. Театрализованные игры выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Они близки и понятны детям, дают ребенку представление о мире, в котором он живет, основывают опыт социальных навыков, дают возможность проявить себя в воображаемой ситуации.
   Следует отметить, что театральная деятельность реализуется в развитии творчества дошкольников. Ребята активно проявляют себя в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя. Ребёнок, ставя себя на место героя, действует согласно сюжету литературного произведения и идёт по пути наибольшей выразительности. Занимая место изображаемого персонажа, юный актёр переживает его чувства и выражает их в соответствующей форме.
  Театрализованная игра появляется в определенный период из сюжетно-ролевой игры, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений взрослых. Детям становится интересно основывать игру на литературных произведениях. Придумывать истории самим. Театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет.
  Театрализованные игры могут быть самыми разнообразными, поскольку и сам театр представляет собой синтез музыки, движения, слова. Прежде чем начинать театрализацию, следует просмотреть иллюстрации к тексту художественного произведения, музыкальной сказки, сценки. Попросить ребёнка нарисовать персонажа в предлагаемых обстоятельствах или так, как он его видит. Стоит прослушать художественное произведение в записи или просмотреть его, чтобы вызвать у детей интерес к будущей игре, побеседовать о характере героя, его поступках и внешнем образе, в том числе жестах мимики, голосовых особенностях.
 Подготовить необходимые условия для театрально-игровой деятельности: костюмы, реквизит, ширмы, музыкальное сопровождение и т.д.

 

Организация домашнего кукольного театра.

 

 Организованный кукольный театр дома имеет большое воспитательное значение. При выборе репертуара следует учитывать возраст ребёнка и содержание литературного произведения. Оно должно быть увлекательным, способствовать формированию положительных черт характера. Дети любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Начинать лучше с маленьких сценок или маленькой сказки, постепенно усложняя репертуар.
 
  В домашних условиях вместо ширмы подойдет проём в двери, который наполовину завешен шторой; два стула, к которым прикреплены рейки, связанные веревкой буквой «П»; старый чемодан, раскрытый так, чтобы крышка не падала на стол и служила ширмой. Для организации домашнего кукольного театра можно использовать готовые игрушки и куклы, но наибольшую ценность представляют игрушки, изготовленные родителями совместно с детьми.
  При показе представления надо стараться, чтобы движения кукол-актеров были выразительны и натуральны, совпадали с текстом и были понятны ребенку. При диалоге куклы поворачиваются друг к другу, а при движении слегка покачиваются.

 

Упражнения с куклой

 

1. Приготовьте куклу (возьмите ее в руку, наденьте на руку, наденьте на палец, возьмите за палочку и т.д. – все зависит от вида куклы);

 

2. Пусть кукла повернется влево, повернется вправо, сделает покачивание из стороны в сторону, сделает поклон;

 

3. Держите куклу так, чтобы она «смотрела», т.е. чтобы ее глаза были обращены на зрителя или на другую куклу.

 

4. Проговорите с интонацией персонажа.

 

Куклы для домашнего театра

 

     Самые интересные куклы для домашнего кукольного театра получаются из подручного материала. Традиционными считаются: бумага; ткань; пластилин; соленое тесто; папье-маше. Не стоит изготавливать слишком сложные и громоздкие конструкции. Куклы должны быть простыми, чтобы дети без труда смогли принять участие в домашней постановке.

 

Пальчиковые куклы

 

  Такие куклы можно изготовить из старой перчатки. Это самый простой и бюджетный способ.
  На каждый пальчик на клеевой пистолет нужно приклеить бумажные мордочки животных или лица сказочных героев, распечатанные на принтере.
   Пальчиковый театр при помощи своих рук и маленьких кукол можно устроить на столе или за маленькой ширмой, сделанной из обувной коробки.

 

Куклы-рукавички

 

  Таких кукол шьют по заранее приготовленным выкройкам. По похожим схемам отшивают рукавицы-прихватки.

 

Материалы: нитки; клей; поролон; ножницы; бумага; карандаш.

 

Способ изготовления: по выкройки из ткани вырезают две заготовки, которые сшиваются между собой. Поролоном прокладываются голова и руки персонажа. Готовую куклу украшают бусинами. Приклеивают пластиковые или нарисованные глаза, пришивают волосы из пряжи.

 

Бумажные куклы

 

Самый простой способ смастерить кукольный театр своими руками вместе с детьми — сделать его из бумаги. Лица героев можно распечатать на принтере или нарисовать, а затем приклеить на бумажную основу. Этот способ не только простой, но и доступный детям разного возраста.

 

Куклы из соленого теста

 

Соленое тесто является хорошей альтернативой липкому пластилину и требует меньше времени для приготовления, чем папье-маше.

 

Материалы: 1 стакан муки; полстакана воды; полстакана соли.

 

Способ изготовления: вымесить массу до тех пор, пока она не станет гладкой и пластичной. Из теста следует лепить не слишком толстые изделия, иначе фигурки не просохнут. Запекать заготовки следует в духовке при температуре 150 градусов около часа. Фигурки из соленого теста можно раскрасить акриловыми красками или гуашью и закрепить на проволоку.

 

Куклы из одноразовых ложек

 

  Пластиковые ложки - доступный материал, широко применимый хендмейд-мастерицами для создания самых разных поделок. Нет ничего проще, чем сделать из одноразового столового прибора куклу для домашнего кукольного театра.

 

Материалы:

 

  • ложка из белого пластика;
  • пряжа или нитки мулине - для имитации волос куклы;
  • разноцветные лоскутки ткани, кружево, ленты, шнурки, бусины и т.д.
  • клей или двухсторонний скотч;
  • возможно нитки - для шитья;
  • акриловые красками (фломастеры, маркеры, гелевыми ручками)

 

Способ изготовления:

 

Волосы: из ниток делаем помпоны. Они приклеиваются клеем с внутренней стороны ложки. Цвета ниток могут быть совершенно разные.

 

Одежда: для платья подойдет конус из фетра. При желании можно использовать другие, держащие форму ткани.

 

Технология: сшиваем конус, делаем надрез в верхней части, чуть ниже угла. Вставляем в надрез ложку и завязываем крепко ленточкой, можно с бантиком. Рисуем лицо с характерным выражением.

 

Организовать кукольный театр можно при наличии идей и разнообразия подходящих материалов. Это отличный способ объединить совместные усилия в творческой работе и сблизиться с родными людьми.