• Печать
Консультация педагога Ельчаниновой Е.Л.
для родителей "Экологическое воспитание дошкольников"
картинка
flat800x800075f.jpg - 90.89 KB
 
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома — Земли.
 Слово "экология" вошло в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространённое: экология  наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Так, например, под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны.
 
 Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
1. воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
2. формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
3. развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
4. участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

 

Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению. Учитывая это, необходимо ещё раз подчеркнуть, что одна иззадачэкологического воспитания – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать адекватную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как?
 Поскольку игра — наиболее естественный и приносящий массу положительных эмоций вид деятельности, формирующий характер детей, можно использовать уже известные игры, в которых желательно, чтобы присутствовала активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность.
 Поэтому задача воспитателей и родителей — это подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Давайте, дошколята, природу охранять! О ней ни на минуту не надо забывать.  Ведь цветы, леса, поля и речки, Это все для нас навечно!