1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
Консультация для родителей на тему:
"Знакомим детей с транспортом"
 
7e6173baecad98492fcac9a038f243fd.jpg - 123.79 KB
Для жителей города транспорт — это неотъемлемая часть жизни. В повседневной жизни наши дети постоянно сталкиваются с транспортом: видят его во время прогулки, ездят вместе с родителями на автомобиле, принадлежащем их семье, пользуются общественным транспортом при необходимости.
 Постепенно у ребенка  накапливаются впечатления и знания о транспорте. Эти знания нуждаются в систематизации, расширении, уточнении.
 Можно предложить ребенку понаблюдать за дорогой и обратить его внимание на разнообразие транспортных средств: едут легковые автомобили разных марок, грузовые автомобили с различным грузом, городской пассажирский транспорт. Они отправились в путь для того, чтобы перевезти людей или груз. А если их надо доставить очень далеко, чем можно воспользоваться? А если в пункт назначения нет дороги по земле? Руководя исследовательской мыслью ребенка, постарайтесь подвести его к самостоятельному выводу о том, что люди создали специальные механизмы для того, чтобы быстро перемещаться на большие расстояния самим, чтобы  перевозить грузы, и назвали эти механизмы  словом ТРАНСПОРТ.
 Транспорт можно разделить  на определенные виды, в зависимости от его назначения (пассажирский и грузовой), от среды перемещения. Ребенку легко понять, что может быть транспорт водный, воздушный, наземный. Правда, наземный транспорт может быть автомобильным и железнодорожным, личным и общественным, а еще он может быть подземным. А к какому транспорту относится детская коляска, самокат, велосипед? А роликовые коньки — это транспорт? На основе наблюдений, рассуждений, размышлений ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, т.е. мыслить.
 Обогащает словарный запас ребенка, развивает навык аналитического мышления умение выделять и называть части целого. У каждого вида транспорта есть видимые и невидимые части. Узнать, понять и запомнить их назначение и названия — задача для памяти ребенка непростая. У легковой машины и у автобуса салон, но у автобуса есть и кабина. У грузовой машины есть кабина, но нет салона, а есть кузов. А тут еще салон самолета, каюта, купе…
 Названия профессий людей, работающих на транспорте разнообразны, часто трудно запоминаемы.
 Машинист, а управляет поездом, а не машиной. Автобусом и автомобилем управляет водитель, но можно назвать его ШОФЕР. А вот про тех, кто управляет троллейбусом и трамваем нельзя сказать "шофер", надо "водитель трамвая\троллейбуса". Есть еще проводники, кондукторы, стюардессы.

 Особый интерес у детей вызывает специальный транспорт: полицейский и пожарный автомобили, машина  скорой помощи. Звук сирены и мигающие световые сигналы этих автомобилей привлекают внимание детей. Это может стать поводом для разговора о назначении такого транспорта, его отличительных особенностях  и о профессиях людей, работающих в этом транспорте.

Игра для развития у детей умения образовывать сложные слова "Какой груз, такое и название"

Предлагаем ребенку назвать одним словом автомобиль, который:

Мусор возит — мусоровоз, молоко возит, цемент возит, бензин, лес, хлеб и т.д. Можно придумывать фантастические грузы: конфеты возит, мальчиков, пап, мам. Детям не так просто соединить два корня в одном слове.  А вот и стишок об этих машинах. Прочтите ребенку и предложите  назвать груз у каждой из пяти машин.

Все машины по порядку
Подъезжают на заправку:

Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз.
И тяжелый лесовоз.

Задание "Найди лишнее". Три карточки с транспортом, четвертая — любой другой предмет. Или пассажирский транспорт и грузовик (в зависимости от уровня знаний ребенка).

Словесная игра  для того, чтобы научить ребенка употреблять приставочные глаголы

По дороге… ехали\  едем.
На горку.. въехали \въезжаем.
С горки … съехали \съезжаем.
Прямо… поехали \ едем.

Через мостик… переехали \ переезжаем.
Ямку  …объехали \объезжаем,
В ворота… заехали \заезжаем.
К своему дому… приехали \ подъезжаем

Сравнения: сходства и различия. Берется 2 объекта — надо найти, что у них одинаковое, что разное. Пример: у автобуса и троллейбуса есть колеса (одинаковое), но у автобуса нет рожек (разное); у троллейбуса и трамвая есть рожки (одинаковое), но у трамвая есть рельсы, а у троллейбуса их нет (разное).

Консультация для родителей
"Зимушка-зима. Снег."
103912_html_3da0d146.png - 1.45 MB
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту
(снег)
 
 Зима, как любое явление природы, прекрасный объект для наблюдения и развития речи детей. О зимней природе, погоде, праздниках написано множество прекрасных литературных произведений. Но их чтение не заменит ребенку живого диалога с близкими ему взрослыми. Поэтому, не теряя времени, пока восприятие ребенком зимних красот и радостей еще свежо, начните совместные наблюдения и их обсуждения.
 Самое заметное и долгожданное явление зимней природы — снег. Наблюдать за ним и говорить о нем можно бесконечно. Откуда он идет, из чего "сделан", какой он бывает на ощупь, цвет, запах, вкус, как  это зависит от  погоды, что с ним  происходит в разные периоды зимы — вместе с ребенком наблюдайте, запоминайте, обозначайте словом. Рассмотрев через лупу снежинку, ребенок узнает о ее строении, запомнит, что лучи есть не только у солнца. В сильный мороз снег хрустит — это звук ломаемых нашим весом лучиков миллионов снежинок. Наблюдая за снегопадом, метелью, вьюгой, обратите внимание ребенка на то, что движение снега и название погоды связано с особенностями ветра: снег падает, метель его метет в одном направлении, вьюга —  вьет снег, закручивает его в разных направлениях. Слово СУГРОБЫ мы стали употреблять редко (возможно, потому что зимы бесснежные), многие дети его даже не знают, говорят просто: "Упал  в снег". Но, если повезет, и сугробы будут, за ними интересно наблюдать: они "растут" (как дети), оседают, могут быть разного цвета, глубины, разной плотности (пушистый и "крепкий"), — попробуйте подобрать определения. НАСТ (плотная корка на снегу) —  ребята часто даже не  представляют о чем идет речь, поэтому при чтении литературных произведений, в которых он упоминается, дети не понимают смысла читаемого. Если вы обратите внимание ребенка на это явление, его представления о мире станут полнее и точнее.
 Состояние снега при разной зимней погоде — это то, что ребенок может реально ощутить, применить эти свойства в игре. Хочется слепить снеговика, но снег легкий, рассыпчатый, пушистый, невесомый (кто больше придумает признаков?) – ничего не получится. Так бывает даже при легком морозе. Но вот ОТТЕПЕЛЬ. Это слово, почему то дети запоминают с трудом. Каким стал снег? Чем он стал интересен в такую погоду? Предложите ребенку назвать пять признаков снега при оттепели.
 К слову СНЕГ можно подобрать огромное количество глаголов. Попробуйте с ребенком по очереди говорить, что делает снег. Кто не сможет продолжить, тот и проиграл.

Интересные факты о снеге и снежинках.

  • Учёным ни разу так и не удалось найти две одинаковые снежинки.
  • Самая крупная когда-либо обнаруженная снежинка имела 38 сантиметров в диаметре.
  • В Японии есть музей снежинок.
  • 19 января — всемирный день снега.
  • Падающие на поверхность воды снежинки производят высокочастотный звук, очень неприятный для рыб. Люди этого звука не слышат.
  • Снег бывает даже в таких жарких местах, как Эквадор и Гавайские острова. Он лежит на вершинах гор.

Стихи о снеге и снежинках

ЛЕС И ПОЛЕ БЕЛЫЕ...
...Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога.
Подо льдами крепкими
Дремлют воды рек.
Белыми сугробами
Лёг на крыши снег.
В небе звёзды яркие
Водят хоровод.
Старый год прощается —
Входит Новый год.
                                               Е. Трутнева
Снег бывает разный:
Чистый, невесомый,
Снег бывает грязный –
Липкий и тяжёлый.
Снег летит пушистый,
Мягкий и приятный,
Снег бывает рыхлый,
Снег бывает ватный.

Снег такой колючий,
Как хвоя у ёлки,
На морозе жгучий,
Как укусы пчёлки.
Снег тепла боится,
На морозе в скрип,
Снег сухой искрится,
Мокрый к нам прилип!                   

Т. Второва

Текст  для пересказа

ЗИМА ВЬЮЖНАЯ

Пролетело  жаркое лето,  прошла  золотая осень, выпал снег — пришла зима. Подули  холодные   ветры.  Много   раз  большими хлопьями начинал падать снег...Протянулся  через   дорогу  и  скрылся  в  ельнике заячий  след.  Лисий  след,  лапка  за  лапкой,  вьётся вдоль дороги. Белка перебежала дорогу и, вздрогнув пушистым хвостом, махнула на ёлку. На  вершинах  ёлок  много  шишек.  Прыгают по шишкам бойкие птицы — клесты. А внизу, на берёзе, точно бусы, уселись красногрудые снегири.

По И. Соколову-Микитову

 Вопросы:

1. О каком времени года рассказ?

2. Какие признаки зимы перечислены в рассказе?

3. Чьи следы видны на снегу?

4. Что сделала белка?

5. Какие птицы прыгают по шишкам? Зачем?

6. Какие птицы уселись на березе? На что они похожи?                                                                                                  

 

Консультация для родителей на тему: "Посуда. Кухня"

 994.jpg - 42.04 KBКазалось бы, что может быть интересного в посуде: ребенок видит ее с рождения, пользуется ей с определенного возраста. Посуда всегда в ходу, всегда на глазах и в руках. Попробуем вместе с ребенком взглянуть на посуду, как на предмет исследования. Сразу возникает вопрос: "А зачем она нужна?". Попробуйте рассказать ребенку, что в далекие времена, когда люди жили в пещерах и носили вместо одежды шкуры, посуды у них не было. Добытых  на охоте животных жарили, делили на всех и ели просто руками. Потом люди перешли к оседлому образу жизни и стали заниматься собирательством плодов, посевом и посадкой овощных и злаковых культур. Вот тут им понадобилось то, в чем можно хранить собранный урожай, варить жидкую пищу. Так появилась первая посуда, сделанная из камня, глины, дерева. Посуда эволюционировала: ее усовершенствовали, украшали, изготавливали из вновь открытых материалов. Но ее функции остались прежними: в ней готовят пищу, хранят ее, с помощью посуды принимают пищу.
 Предметов посуды очень много. Можно познакомить детей с той посудой, которая была в обиходе у русских людей в старые времена: самовар, чугун, кринка, ковш, латка, лохань, короб, туесок, кадка, ушат. Зная значения этих слов, имея представление о внешнем виде и назначении этих предметов, ребенок будет лучше понимать тексты русских сказок, потешек, некоторых литературных произведений.
 Для того, чтобы систематизировать представления детей о посуде, советуем условно разделить ее на чайную, столовую, кухонную, посуду для хранения продуктов, жидкостей, предметов (мыльница, ваза цветочная).
 Беседуя с ребенком о посуде, обратите его внимание, что назначение посуды и материал, из которого она сделана взаимозависимы: огнеупорные и прочные материалы подходят для изготовления кухонной посуды, хрупкие, легкоплавкие материалы — для посуды из которой мы едим.

 У посуды есть части. Детям, как правило, нелегко их выделить и назвать определённым словом. Так появляются в речи детей "краюшки" (бока) у чашки, "держалки" (ручки) у кастрюли, "низик" (дно)  у тарелки.

 Вот примеры речевых игр, в которых вы сможете закрепить знания детей о посуде, развить их умение осуществлять словоизменение и словообразование, согласование с числительными. 

"Что храним, так и называем". Игра направлена на то, чтобы научить ребенка образовывать слово от другого слова с помощью суффиксов. 

Взрослый называет продукт или вещество, а ребенок образовывает название посуды, в которой  оно храниться:

с помощью суффикса ИЦ — сахар/сахарница, супница, салфетница,  конфетница, хлебница, сухарница, мыльница, чернильница….

с помощью суффикса  К — солонка, масленка… 

"Мастер, сделай мне посуду". Игра направлена на то, чтобы научить ребенка образовывать прилагательное от существительного — названия  материала. 

Взрослый говорит: "Мастер сделай мне ковш из дерева". Ребенок отвечает: "Деревянный ковш готов". Взрослый называет другую посуду, другие материалы, даже самые неожиданные: тарелку из шоколада, чашку из бумаги, бочку из снега. Тут можно поиграть с интонациями, тембром голоса. 

"Посчитаем посуду". Игра на согласование существительного и числительного. Особенно актуально согласование с числительными 2 и 5. 

С помощью мяча или выбрасывая пальцы, или считая точки на кубике ребенку надо назвать числительное с существительным: 2 ложки, 5 ложек, кастрюль, ножей и т.д. А как сказать про сковороды?

Можно взрослому назвать самому: "У меня 4 тарелки, а у тебя на 1 больше. Скажи, сколько их у  тебя?" 

Как научить сравнивать два предмета посуды и использовать в речи противительный союз А и соединительный союз И?

Будем сравнивать два конкретных предмета, имеющих общие и индивидуальные признаки. Предметы должны быть перед глазами ребенка. Чертим два круга и кладем их так:

61.gif - 4.32 KB

 

 

 

 

Каждое качество или свойство предмета обозначаем схематически на двух карточках.

     7.jpg - 17.04 KBкастрюля  8.jpg - 27.96 KBсупница
 Это посуда  9.jpg - 7.33 KB91.jpg - 5.37 KB92.jpg - 8.42 KB  9.jpg - 7.33 KB91.jpg - 5.37 KB92.jpg - 8.42 KB
кухонная/столовая  2  93.jpg - 7.61 KB6.png - 7.26 KB  93.jpg - 7.61 KB6.png - 7.26 KB
из чего сделано  94.jpg - 6.36 KB  95.jpg - 6.43 KB 96.jpg - 3.12 KB 97.jpg - 6.07 KB  94.jpg - 6.36 KB 95.jpg - 6.43 KB 96.jpg - 3.12 KB 97.jpg - 6.07 KB
какие есть части 99.jpg - 3.83 KB 993.png - 4.16 KB  990.gif - 7.02 KB992.jpg - 4.79 KB  99.jpg - 3.83 KB993.png - 4.16 KB 990.gif - 7.02 KB 992.jpg - 4.79 KB
что  в ней может находиться  995.png - 2.06 KB  995.png - 2.06 KB
украшение 6  98.jpg - 16.35 KB  98.jpg - 16.35 KB

 

Если признак общий (кастрюля — посуда и супница — посуда), карточки выкладываются в общую для этих кругов часть. Если признаки не являются общими, карточки раскладываются в разные части кругов (кастрюля — кухонная посуда, а супница — столовая посуда). В данном примере общими будут карточки 1,4, 5, 6. Различными — 2,3.

 

 

 

 

Уважаемые  посетители странички логопеда,  мы начинаем новый цикл в наших консультациях. В этом цикле мы расскажем, как можно развивать речь ребенка, используя, казалось–бы, то, что привычно каждому из нас: предметы и явления окружающего мира, нашего быта.

Консультация для родителей на тему:
"Фрукты. Сад. Работа в саду осенью".
 
116160733_12.png - 303.00 KB
 Начните с того, что спросите ребенка о том, что он знает о фруктах. Выслушайте  ответы ребенка, похвалите его и предложите ему узнать еще много интересного о фруктах.
 Конечно, дети знают яблоко, апельсин, лимон, банан и другие фрукты, с которыми встречаются часто. Но вот НЕКТАРИН, КИВИ, ГРАНАТ, ГРЕЙПФРУТ, АВОКАДО, МАНГО  не всегда знакомы детям и как гастрономический объект, и как слово — название. Рассмотрите с ребенком знакомые и незнакомые фрукты, дайте их потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Постарайтесь объяснить ребенку и добиться, чтобы он запомнил что такое "на вкус", "на ощупь", понял, что при рассматривании можно увидеть цвет, форму и размер фруктов, при ощупывании можно узнать твердые они или мягкие, гладкие, шершавые или пушистые, что фрукты можно узнавать по запаху.
 Для вас, возможно, станет открытием, что ребенку незнакомы или непонятны такие определения как "кисло – сладкий, терпкий, вяжущий" (вкус). Часто дети используют малоинформативное понятие "вкусный". Не все дети понимают, что такое "румяное яблоко", с чем можно сравнить форму груши, банана.
 Почти все фрукты покрыты кожурой, имеют мякоть разного цвета, косточку или косточки разного размера, формы, цвета. Все это пусть станет предметом исследования, называния. Это пополнит чувственный опыт ребенка, его словарный запас.
 Не забудьте поговорить о том, что фрукты растут в саду на деревьях. Деревья имеют определенные названия. Есть люди, которые ухаживают за фруктовыми деревьями. Расскажите о действиях этих людей в процессе работы в саду в разное время года. Не забудьте сказать ребенку слова "ПЛОД, УРОЖАЙ", объясните их  значение и поговорите о том, каким бывает урожай: "богатым, бедным …". Можно попросить ребенка самостоятельно придумать определения к этому понятию.
 Конечно, зайдет разговор о том, для чего люди выращивают фрукты. Вот тут можно будет рассказать ребенку о витаминах, убедить его, что хоть витамины невидимы, но они необходимы человеку.

 Побеседуйте с ребенком о том, что можно приготовить из фруктов. Чтобы научить ребенка образовывать прилагательные от названий фруктов, можно поиграть в игру "Поварята".

Игра "Поварята".

Взрослый называет фрукт и просит приготовить компот, или варенье, или сок, или кисель, пюре. Ребенку надо образовать прилагательное, соединить его с существительным в нужном роде и произнести словосочетание: компот из груши — грушевый компот, варенье из яблок — яблочное, пастила — абрикосовая.

Часто дети говорят: "лимоновый сок, сливочное варенье, гранатный сок". Исправляйте их ошибки тактично и доброжелательно.

"Расскажи, я угадаю". Так можно назвать еще одну игру. В ней надо "загадать" фрукт: описать его вид, вкус, поверхность, мякоть, есть ли косточка…. Пусть ребенок догадается, о чем речь и сам  "загадает".

Загадки о фруктах доставят детям и удовольствие, и пищу для ума.

Снесли птички
Синеньки яички,
Развесили по дереву:
Скорлупка мяконька,
Белок сладенький,
А желток костяной
.
(Слива)
Золотист один бочок,
Красноват другой бочок.
Посередине, в сердцевине-
Притаился червячок. 
(яблоко)
Сладок он и толстокож,
И чуть-чуть на серп похож
(банан)
С  оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в  центре не пусто,
А сочно и вкусно. 
(апельсин)
Надорвали край рубашки,
Вниз посыпались стекляшки.
Не собрать их всех назад.
Что за плод такой?
(Гранат)
 
Он на юге вырастал,
В гроздь свои плоды собрал,
А суровою зимою
Придет изюмом к нам домой
(виноград)


Для того чтобы научить ребенка связно рассказывать о фрукте, используйте схему–подсказку.

Какой формы этот фрукт, или на какой предмет похож.

img_50.png - 4.50 KB

 

 Какого цвета фрукт.

 

21e73d_0.png - 14.24 KB

Какой фрукт на ощупь.

4.png - 20.41 KB

Расскажи о вкусе фрукта

 

 

3.jpg - 11.68 KB

Какой фрукт внутри (мякоть –цвет, сочность; косточка – размер, цвет, поверхность).   

5.jpg - 32.24 KB   

Что можно приготовить.

 

1.jpg - 10.81 KB

 

 

 

 

 

 

 

Консультация  для родителей
"Готовим руку к письму"
 
 
clip_image001.png - 166.47 KB

 Одно из проявлений готовности ребёнка к школе–умение выполнять целенаправленные действия руками. К сожалению, многие дети, поступающие в первый класс, не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже просто держать в руках карандаш. Кроме того, у  многих старших  дошкольников  не сформирована схема тела, т. е. дети не знают где у них левая и правая части тела, следовательно, они не могут ориентироваться на плоскости листа бумаги.

КАК ЖЕ МОЖНО ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ?

На прогулке: где бы вы ни находились, предоставьте ребёнку возможность поближе познакомиться с песком, глиной, водой, снегом. Поощряйте стремление ребёнка строить башни и крепости из песка, возводить снежные городки, рисовать палочкой на песке, переливать воду из лужи в формочки, ведро.

Дома: особое внимание уделяйте формированию самых разнообразных навыков самообслуживания (умываться и вытираться, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, готовить постель ко сну, убирать квартиру и т. д.). Ребёнок легко и с интересом будет осваивать эти умения, если они будут проходить в игровых ситуациях.

На кухне: ребёнок может перебирать гречку, насыпать сахар в сахарницу и т. д. Научите его размешивать, взбалтывать, отливать, подливать, переливать. Ребёнку доставит удовольствие раскатывание теста. Занятия покажутся более увлекательными, если будут связаны со знакомым ребёнку сказочным сюжетом. Вместе с ним слепите пирожки, которые несла бабушке Красная Шапочка.

На первый взгляд, многие из этих бытовых умений не имеют никакого отношения к школьной деятельности, но в действительности являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что, приобретая навыки самообслуживания, домоводства, ребёнок общается со взрослым, развивая связную речь.

Особую роль в подготовке ребёнка к школе играет формирование графомоторных навыков, т. е. графических движений. Нелюбовь к рисованию — один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, – сложное инструментальное действие: ведь движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы действия пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими. Если ребенок постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным.

Для развития графического навыка следует использовать: рисование линий: прямые и фигурные дорожки; рисование по точкам, контурам, клеточкам; штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки; графический диктант. Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений.

Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур. В 6-7 лет ребенок может хорошо копировать простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.

Для развития графомоторных умений  можно использовать упражнения в обводке и раскраске шаблонов овощей, животных и т. д., работу с альбомами раскрасками. А также необходимо:

- вырезание ножницами по контуру (например, фигуру бумажной куклы или машины);

- изготовление мелких поделок из бумаги (кораблик, самолётик);

- работа с мелким конструктором, мозаикой (важна работа по образцу).

Последовательность работы в домашних условиях по формированию графических навыков:

  • учимся правильно сидеть;
  • учимся правильно держать ручку и бумагу;
  • учимся рисовать прямые линии, вертикальные, горизонтальные, наклонные;
  • учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии;
  • учимся рисовать полуовалы: верхние, нижние;
  • учимся рисовать круги и овалы;
  • учимся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку);
  • учимся рисовать линии, полуовалы, овалы определенной величины (вводим ограничительную линейку-строку);
  • учим печатные буквы и учимся писать их правильно;

Для большего эффекта желательно придерживаться следующих условий:

Хвалить даже за небольшие успехи. Не торопиться переходить к написанию букв, можно сосредоточиться на рисовании простейших графических линий и письме элементов букв. Соблюдать принцип постепенности и умеренности нагрузки, опираясь на игру. Упражнения должны доставлять ребёнку удовольствие, не превышать 10-15 минут. В книжных магазинах можно купить специальные  рабочие тетради для подготовки руки ребенка к письму. Тетради  подразделяются по возрасту, по уровню умений ребенка.

Будьте терпеливы, помните, что развитие графических навыков, постановка письма требует больших усилий и терпения, как со стороны ребенка, так и со стороны  взрослого.

Консультация для родителей
"Задержка речевого развития у ребенка"
 
hello_html_m31554fa9.jpg - 111.22 KB

Задержка речевого развития у ребенка — это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет.

 

На что необходимо обращать пристальное внимание?

- Произношение звуков ребенком в первые восемь месяцев жизни (малыши произносят различные звуки "а-а-а", "м-м-м"). Если малыш упорно молчит, есть повод задуматься и своевременно обратиться к невропатологу.

- Если малыш в возрасте 10-14 месяцев не оборачивается, когда к нему обращаются и для привлечения внимания к себе использует плач.

- Узнавание предметов на слух. В возрасте 14-18 месяцев дети различают на слух предметы и могут показать на картинке предметы ("Где мишка?", "Где ушки?", "Где кукла?")

- Выполнение простейших команд. В возрасте 18-24 месяцев малыш способен удовлетворить просьбу взрослого ("Возьми мяч и дай его мне", "подними кубик и дай его мне").

- Произношение слов и фраз. В возрасте 2-3 лет дети произносят отдельные слова и формируют фразы ("мама дай, пойдем гулять").

- Произношение звуков и слов. В возрасте 3-4 лет дети могут произносить предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения ("папа пошел на работу", "я иду гулять"). Особенно необходимо обратить внимание, если большинство звуков произносится неправильно, и в возрасте 4 лет ребенок неспособен формировать предложения.

Специалисты разделяют причины задержки речевого развития ребенка на социальные и на физиологические — то есть те, которые связаны со здоровьем.

К социальным факторам обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить.

  • Это может быть недостаточное внимание к ребенку — ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого.
  • Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка — ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность. Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков. Малыш привыкает не вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из "мультиков", не придавая значения словам.
  • Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желания и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами.
  • Очень часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях.
  • Ну и, конечно, "отбить" всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Родители заставляют малыша повторять одни и те же слова и фразы, вызывая у него негативное отношение к речи.

К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести следующие: 

  • нарушения слуха;
  • недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба;
  • нарушения зрения;
  • поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год жизни, тяжелые заболевания в раннем возрасте);
  • травмы психологического плана (испуг, родительские ссоры);
  • алкоголизм родителей;
  • наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту);
  • врожденные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности.  

Задержка развития речи у детей, связанная с перечисленными причинами, лечится гораздо сложнее и дольше. В этих случаях требуется помощь врача, а иногда и совместные усилия разных специалистов.

Какие специалисты занимаются речевыми расстройствами?

 Очень многие родители полагают, что лечением нарушений формирования речи занимаются логопеды. На самом деле, логопеды только "ставят" правильное произношение звуков. С детьми они начинают работать лет с четырех-пяти. Лишь очень немногие логопеды работают с детьми помладше. Но ждать так долго, если ребенок явно говорит не так, как положено в его возрасте, нельзя ни в коем случае.
 Задержка речи у ребенка требует, в первую очередь, выяснения причин. Только после этого коррекцией развития малыша сможет заняться нужный специалист — дефектолог, психолог, невропатолог, логопед или даже психиатр.
 Невропатолог может приступить к лечению уже годовалого ребенка, если у того диагностировано какое-либо неврологическое заболевания. С 2-летними детьми работают дефектологи и педагоги-корректологи, они занимаются улучшением памяти, мышления, внимания, моторики.  В 4–5 лет подключаются логопеды, которые учат детей говорить внятно и грамотно, выстраивать рассказ.

 

Как лечат ЗРР?

 Задержка речи у детей поддается лечению — главное, начать его вовремя, набраться терпения и проявить определенную настойчивость.
Лечение речевых расстройств обычно состоит из следующих составляющих.

Лекарственная терапия

Лекарственные препараты вам выпишет лечащий врач, как правило, это средства для «подпитки» нейронов головного мозга и для стимуляции речевых зон.

Магнитотерапия, электрорефлексотерапия,

Эти способы терапии позволяют воздействовать на зоны головного мозга, ответственные за дикцию, память, интеллект. У магнитотерапии противопоказаний нет, а вот электрорефлексотерапию нельзя использовать для лечения детей с эпилепсией, судорожным синдромом и психическими заболеваниями.

Дельфинотерапия и иппотерапия и аналогичные альтернативные методы практикуют некоторые специалисты. Эти способы лечения подбираются индивидуально.

Работа с педагогом-корректологом

Никакая медикаментозная терапия, если к ней не будет прилагаться работа педагога-корректолога, психолога или дефектолога, не способна ликвидировать темповую задержку речи. В задачу педагогов входит психическое развитие детей, их социальная адаптация, исправление прошлых ошибок воспитания, совершенствование интеллектуальных способностей, памяти и внимания. Каждый ребёнок уникален, поэтому с каждым малышом специалисты занимаются индивидуально.

Ежедневная работа с родителями

Ну и, конечно, родители не должны надеяться, что всю работу выполнят врачи. От настойчивости, последовательности и терпения мам и пап во многом зависит удачный исход лечения. Очень важно, чтобы родители занимались с малышом в игровой обстановке, не вызывая у него отрицательных эмоций.

Какими методами пользуются педагоги-корректологи?

Муз- и арттерапия. Музтерапия способствует улучшению памяти и внимания. Арттерапия совершенствует зрительную память.

Предметно-сенсорная терапия, разработка крупной и мелкой моторики рук, массаж. Например, очень полезны все пальчиковые игры — лепка из пластилина, рисование пальцами, собирание пазлов, конструкторов, пирамидок, игра в кубики, застегивание пуговиц, нанизывание бусинок на нитку. Это и понятно — в головном мозгу речевые центры расположены рядом с центрами мелкой моторики рук, поэтому развивая двигательные центры, ребенок автоматически улучшает и свою речь.

Подвижные игры. Педагоги могут посоветовать подвижные игры, формирующие способность ориентации в пространстве, умение ритмично двигаться или специальные игры с речевым сопровождением.

В общем, с проблемой задержки речи у ребёнка вполне можно справиться, если подойти к ней серьезно и ответственно. Просто не стоит пускать это на "самотёк" надеясь, что со временем всё пройдет само. От того, как хорошо и правильно говорит малыш к шести годам, во многом зависит его будущее психологическое развитие, его умение общаться со сверстниками и взрослыми, его способность к обучению в школе. Главное, не упустить момент — чем раньше вы начнете лечение задержки речи, тем больше шансов, что оно будет успешным.

Консультация для родителей "Игры на кухне".

article38132.jpg - 50.26 KB
 Как часто на просьбу педагогов больше разговаривать с ребенком, развивать его речь с помощью общения и специальных упражнений мы слышим: "Совершенно некогда. Надо приготовить ужин, всех накормить, убрать…". Но можно поиграть и на кухне. Для этого не нужны специальные игры и пособия, все под рукой и перед глазами.
 

Игры на развитие моторики, осязания

Золушка. Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать. Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок.

Найди предмет. Все дети любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая его, определить, что ему попалось в руки.
Будь бесшумным. Положите три камешка или стеклянных шарика в пустую жестяную кружку и попросите ребенка осторожно пройти по кухне так, чтобы шарики не гремели. Всякий раз, когда вы услышите шум, спрашивайте: "Ты слышал?". Попробуйте сами бесшумно пройти по кухне.
Волшебные палочки. Дайте ребенку спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры по вашему "заказу".
Соломинки. Возьмите десять пластмассовых соломинок для коктейля, и бросьте на стол. Ребенок должен осторожно собрать их по одной штучке так, чтобы не сдвинуть лежащие рядом. Посчитайте вместе сколько соломинок удалось собрать, а сколько осталось?
Играем с пинцетом. Берем пинцетом крышки от бутылок, горошинки, крупинки и складываем в тарелку. Заодно и считаем.
 
Игры на развитие памяти
 

Что пропало? Положите на кухонный стол три предмета (например, кружку, ложку, салфетку). Пусть ребенок посмотрит и назовет каждый предмет. Затем он должен закрыть глаза, а вы в это время уберите со стола один из предметов. Теперь пусть малыш откроет глаза и попробует определить, чего не хватает. Постепенно увеличивайте количество предметов и убирайте не один, а два предмета, можно менять их местами.

 

Игры на логическое мышление

 

Четвертый лишний. Взрослый выкладывает овощи (помидор, огурец, картошка) и один фрукт (лимон). Ребенок должен исключить лишнее и объяснить свой выбор. Аналогично игра проводится с посудой (тарелка, чашка, ложка и  банка), крупой и прочим.

 

Игры по формированию сложных скоординированных движений руки

 

Художники. Раскрошить скорлупу от яиц на кусочки. Предложить ребенку выкладывать рисунок или узор на картон, тарелку и т.д. Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов выкладывать на столе, листе бумаги узоры, попутно изучая формы и цвета.
Рисование по муке.  Тут и объяснять нечего. Главное условие: быть аккуратным и не сыпать муку на пол. 

 

Игры на развитие речи

 

Победа у последнего. Называйте по очереди слова, обозначающие то, что находится в кухне. Кто последний скажет слово, тот и победил. Можно называть не только предметы, но и действия: наливаю,  мою, чищу, нарезаю, солю…
Вкусные слова. Ребенок называет "вкусное" слово и "кладет" его вам на ладошку, а затем вы ему. И так до тех пор, пока не "съедите" все. Можно поиграть и в "кислые", "соленые", "горькие" слова.
Отгадай. Ребенок отворачивается, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д. Ребенок должен отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
Необычный ужин. Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин, в названии блюд должен быть звук "С" (например: сыр, салат, суп, сок) или К (каша, картошка, котлеты, компот). .
Порядок на кухне. Предложите ребенку подать, убрать, или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] (чайник), [Л] (ложки, вилки), Р или Рь (терка, сковорода).
Так или не так. Вы произносите фразу, допуская в ней смысловую ошибку: "Компот положим в сахар", "Плиту поставлю на сковородку"  и пр.
Какая, какой, какое. Упражняйте ребёнка в подборе прилагательных: сковорода... (сухая), сахар ... (сладкий),стакан... (чистый), слива ... (кислая), абрикос…(сочный)…
Как называется то,  что там помещается. Предложите ребёнку назвать посуду, где лежит продукт или готовое блюдо (пища):соль в …солонке, сахар в…сахарнице, суп в …супнице, сухарь в…сухарнице, салат в …салатнике.
Где же спрятался лимон. Учим ребенка понимать и употреблять предлоги, пряча предмет ЗА, ПОД, НА, В, СПРАВА, СЛЕВА, ПОЗАДИ  разных кухонных предметов.

 

Формирование лексико-грамматической стороны речи (образование слов)
 
Назови прибор. Как одним словом назвать прибор, который режет овощи? (Овощерезка). Выжимает сок? (Соковыжималка) (мясорубка, кофемолка..).
Назови сок. Какой сок получается из яблок? (яблочный), из моркови (морковный), лимонов, апельсинов и т. д.? И, наоборот, — из чего получается апельсиновый сок?

 

Все эти игры  стимулируют общение, активизируют высказывания детей, развивают активный словарь, а самое главное — дети мыслят, творят, думают,  ищут нужные пути решения. Также помогают родителям совместить домашние дела и занять ребенка.

Желаю успехов! 

Профилактика дисграфии на почве
нарушения звукового анализа и синтеза
dis.jpg - 142.46 KB
 Мы продолжаем разговор о ДИСГРАФИИ — специфическом нарушении письма, которое проявляется в разных формах у детей младшего школьного возраста. В предыдущих консультациях были изложены причины и предложены приемы по профилактике таких видов дисграфии, как:
  • -оптическая, когда ребенок затрудняется в усвоении и воспроизведении графических элементов букв;
  • -когда ребенок неправильно произносит звуки и на письме пишет то, что произносит;
  • -когда ребенок не усвоил тонкие отличия между согласными звонкими и  глухими, мягкими и твердыми и  постоянно сомневается в написании слов (банка или панка?);
 Поскольку всегда легче научить, чем "переучить", работу по профилактике всех видов дисграфии целесообразно проводить в дошкольном возрасте.
 В данной консультации речь пойдет о дисграфии на почве несформированного языкового анализа и синтеза. Этот вид дисграфии встречается наиболее часто, а работа по его коррекции является длительной и трудоемкой.
 Ознакомление детей со звуковой стороной речи начинается еще в младших группах. Дети в играх и упражнениях учатся внятно и четко произносить звуки. Сначала это песенки. Например, песенка жука — жжж, ветра — сссс, комара — ззз,, ежика… . Дети в игре учатся узнавать, кто позвал, кто спел песенку первый, кто потом, кто последний. Затем сами, овладев произношением данных звуков, выступают в роли "исполнителей" песенок героев.
 После 5 лет начинается осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, затем — установление места звука в слове — это необходимые предпосылки обучения грамоте.
 Важно, чтобы ребенок перед школой хорошо овладел понятиями "звук", "буква", "согласный", "гласный", "твердый согласный", "мягкий согласный", "слог", "ударение", "слово", "предложение". Дошкольник должен понимать различия между:
  • буквой и звуком;
  • гласным и согласным;
  • словом, слогом и звуком;
  • твердыми и мягкими согласными;
  • словом и предложением
 Будущий школьник должен хорошо уметь делить слово на слоги, выделять ударный слог, выделять позицию заданного звука (или слога) в слове.
 Чтобы сформировать у ребенка целенаправленный и осознанный способ действия для вычленения звуковой последовательности слова, надо  научить его выполнять определенную последовательность операций, контролировать и оценивать свои действия. Задача трудная, но выполнимая!
 Первое чему надо научить детей в звуковом анализе это интонационно выделять звук. Для это взрослый использует многократное произнесение слова с интонационным выделением (протягиванием, "подчеркиванием" силой голоса) каждого последующего звука. Ребенок выделяет голосом первый звук на фоне слитного произнесения слова, после того как он выделен, называет звук изолированно, затем — то же с остальными звуками в слове. Например, ребенок произносит: "МММАК. Первый звук — [M]" Далее ребенок произносит слово, интонируя следующие звуки: "МАААК. Второй звук — [A]. МАККК. Третий звук — [K]".
 Для того, чтобы дошкольник представил себе последовательность звуков в слове, надо дать ему опору на реальные объекты – предметы, заменяющие звуки (фишки, пробки, квадратики). Эти предметы, символизируя звуки, выстраиваются в определенной последовательности, согласно своему положению в слове. Так возникает ЗВУКОВАЯ СХЕМА  слова, слога. Традиционное обозначение звуков:
  • красный цвет — гласные
  • синий цвет — твердые согласные
  • зеленый цвет — мягкие согласные
 Картинка и схема позволяет наглядно показать слово в предметном плане. Схема подсказывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков.
 Начинается работа со звуковой схемой со слияний гласных звуков: АУ, УА, ИА и т.д.  Слияния соотносятся с картинкой: ослик кричит, младенец плачет и т.д. Затем вводятся согласные звуки. Детей надо научить различать  гласные и согласные звуки  между собой по  таким признакам как наличие или отсутствие во рту преграды для голоса, возможность "пропеть" звук. При этом следует обратить внимание на то, что дети пытаются соединить согласный звук с гласным (чаще с Э) и пропеть "Тэ-э".    Необходимо вернуться к этапу интонационного выделения звуков и показать ребенку, что согласный звук не "поется, а повторяется". Начинаем со слогов типа АТ, ОП, АМ (соотносим с картинкой), затем слоги типа ТУ, МУ, НА, затем слова типа КОТ, МОХ.
 На следующем этапе в игровой форме учим детей различать мягкие и твердые согласные звуки и обозначать их на схеме.

Примеры звуковых схем:

krug1.png - 38.54 KB krug1.png - 38.54 KB                   АУ

 

blue-circle.jpg - 8.04 KB krug1.png - 38.54 KBblue-circle.jpg - 8.04 KB        КОТ

 

64px-Ski_trail_rating_symbol-green_circle.svg.png - 1.27 KBkrug1.png - 38.54 KBblue-circle.jpg - 8.04 KB         КИТ

 

 После того, как ребенок овладеет звуковым анализом с помощью звуковых схем, необходимость в них исчезнет, и звуковой анализ ребенок будет проводить мысленно. При этом совсем не обязательно обозначать звуки  буквами, можно обозначать их другими символами, как вам покажется удобным и как легче будет ребенку. Главное, что ребенок научится определять последовательность звуков в слове.

 

 

 
 

 

Консультация для родителей
"Профилактика оптической дисграфии".
dis.jpg - 142.46 KB
Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.
Считается, что зеркальное письмо, то есть написание слов справа налево или  разворот букв в противоположную сторону для большинства европейских народов связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку. Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму.
Если ребѐнок дошкольного возраста до момента обучения его грамоте не научился:
  • сравнивать предметы по величине и форме;
  • плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве),
то ему будет сложно усвоить и дифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.
 В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности.
 Зеркальное написание букв бывает свойственно детям с ведущей левой  рукой, но которых "переучили" на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.
 Предпосылки "зеркального" письма могут быть выявлены в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не владеет грамотой. Один из способов выявления таких предпосылок: взяв два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть "зеркально". То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур — ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально.
 С началом школьного обучения такие дети точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки.
 Все это свидетельствует об общей несформированности пространственных представлений. Поэтому нужно думать не столько об отдельных буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить.
 Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.
  • Начинать здесь следует с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?).
  • Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.
I этап работы развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны.
  • Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке–слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?)
  • Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению  местонахождения предметов по отношению друг к другу. Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п.
II  этап работы  — После того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве Ю и т. п. Начинать работу с таким ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно. 
 Для коррекции "зеркального" письма эффективно использование таких видов работы:
  • воспроизведение детьми букв — эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
  • сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма;
  • обведение буквы пальчиком в воздухе  с проговариванием направления движения;
  • написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево);
  • совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги. Дети должны четко усвоить понятия "вверх", "вниз", "право", "влево". Для осуществления этой цели должны проводиться разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов;
  • развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (руки в сторону, вверх, на пояс, вниз), рядоговорения (времена года, дни недели, названия пальцев, цвета радуги);
  • развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с  пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином;
  • развитие тактильных ощущений посредством дермолексий, (Дермолексия —  способность человека к опознанию начертанных на коже цифр, букв, слов) :  необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.);
  • расширение поля зрения ребенка;
  • моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку;
  • определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К);
  • конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка;
  • поиск букв, наложенных друг на друга;
  • выделение буквы, написанные одна на фоне другой.
III этап работы  можно перейти к письменным упражнениям.
  • письмо смешиваемых букв под диктовку. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена — "смотрит";
  • после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами.
 Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться "зеркальность".
 Дело в том, что многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью симметричны, в силу чего их просто невозможно написать "зеркально". Вот эти печатные буквы: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Эти 11 букв можно полностью исключить из упражнений, что сразу сделает работу более целенаправленной и менее объемной. Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю. Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые "развернуты" в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.
Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут "зеркально" изображаться. "Зеркальность" в математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях.
 Итак, проблема "зеркального" письма требует пристального внимания нас, взрослых. Помочь ребенку может не только учитель, но и родители.
Консультация для родителей
"Продолжаем разговор о дисграфии"
dis.jpg - 142.46 KB

В этой консультации речь пойдет о тех видах дисграфии:

1. при которой  ребенок пишет слова так, как их произносит (если говорит "лыбка", то и напишет "лыбка", а не рыбка, если говорит "йека", то напишет  не  "река");

2. при которой ребенок говорит звуки правильно, но не  освоил четкое различение похожих звуков и  постоянно будет сомневаться как написать "банка или панка, зубы или субы".

 В первом случае просто необходимо  своевременно обратиться к специалисту  и добиться того, чтобы к поступлению в школу ребенок правильно произносил все звуки родной  речи. В  этом случае очень важно исправить речь ребенка прежде, чем учить его читать и писать.
 Чтобы понять механизм развития второго вида дисграфиии начну издалека. Известно, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха. Первый слух — физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также звуки города: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля... Вторая разновидность — музыкальный слух. Благодаря ему,  мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид — речевой слух. Он позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.
 Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом — сложная педагогическая проблема.
 А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова “дочка–точка”, “уголь–угол”, “палка–балка”, “чашка–Сашка”. Замена глухого звука — звонким, твердого — мягким, шипящего — свистящим придает слову новое содержание. Конечно, с этой задачей лучше и быстрее поможет справиться специалист. Но при определенном упорстве и наличии знаний вы можете помочь ребенку самостоятельно.
 
Вот несколько упражнений для этого.

Ребенок  плохо различает звонкие и глухие согласные (Т/Д, П/Б, К/Г, З/С, Ж/Ш, Ф/В)

Учим различать звуки на уровне отдельных звуков в звуковом ряду.

Если услышишь звук [Т] подними его символ (картинка, символизирующая звук, например, топорик, который стучит  "тук-тук"), а если прозвучит звук [Д] — покажи его символ (например дятел на дубе) Такое упражнение проводится по всем парам звонких/глухих звуков.

Учим различать звуки в слоговом ряду

Если услышишь звук [Т] подними его символ, а если прозвучит звук [Д] — покажи его символ. Взрослый произносит слоговые ряды : та-да-ды –ду-то-… Такое упражнение проводится по всем парам звонких/глухих звуков.

Учим различать звуки в ряду слов

 Подними символ звука [Т], если услышишь слово с этим звуком. Если же в слове будет звук [Д] — подними символ звука [Д].

Учим слышать слова с заданными звуками в предложении.

Какое слово со звуком Т/Д  я сказала в предложении: "Щенок ел творог из миски", "Сильно дул ветер"

Повтори за мной, не перепутай: 

  • Взрослый произносит слоги попарно, по три в серии, по четыре и т.д. (до 6):  та-да; та-та-да; да-та-та-да … Сочетание звонких/глухих может быть произвольным, может меняться гласный звук;
  • Взрослый произносит  слова попарно уточка–удочка, точка–дочка, домик–томик и т.д. с каждой парой согласных;
  • Взрослый произносит предложения типа "У папы удочка, у мамы — уточка. У Маши лейка, у Наташи — рейка" — предложения подбираются к каждой паре согласных.

Посели слова со звуками [Т] и  [Д] в разные домики. Ребенку предлагаются картинки  в которых Т и Д звучат четко (не в конце слова, нельзя "комод"). Задача — разложить картинки к символам этих звуков.

Закрепляем дифференцированное произношение парных согласных в связной речи. Разучиваем стишки типа

Дуб стоит у дома,
Дом стоит у дуба.
Кот сидит у дуба.
Кот сидит у дома.

Чтобы получить материал для этой работы достаточно в интернете набрать "Дифференциация звуков  Т и Д". Аналогично работаем по каждой паре звуков.

По этому алгоритму проводится работа по дифференциации мягких и твердых согласных.

О других видах дисграфии мы поговорим в следующих консультациях.

Победитель

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

87359048.jpg - 174.96 KB

Уважаемые посетители сайта!
В сети Интертнет появился новый информационный ресурс РУСРЕГИОНИНФОРМ.
ссылка на портал: http://rusregioninform.ru/
Цель данного ресурса:формирование позитивного имиджа
региональной системы образования; организация
мониторинга системы образования, обеспечение
информатизационной открытости, содействие населению
в оценке качества услуг, оказываемых УО.

Reyting_Site_16.jpg - 38.45 KB

http://gov.spb.ru/

administracia.jpg - 7.02 KB

http://www.spbappo.ru/

edinoe_okno.png - 8.31 KB

0017.jpg - 19.20 KB

rosobr.png - 40.35 KB

logo.jpg - 8.10 KB

edinstvo

prava.gif - 13.93 KB

cropped-62.jpg - 209.67 KB

mcs.png - 278.23 KB

Результативность образовательной деятельности

images 17.jpg - 9.85 KB

Гостевая книга

book.png - 791.36 KB

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс

Статистика

HotLog

Go to Top