• Печать
22.10.22 Консультация инструктора по физической культуре Соломко Н.Е. "Взаимодействие семьи и детского сада в приобщении детей к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни"

 01 1.jpg - 235.32 KB             
Сегодня все специалисты признают важность участия родителей в жизни детского сада. Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться положительных результатов в оздоровлении, воспитании и обучении детей, подготовки их к школе.
Главная задача педагогов ДОУ и родителей в работе по приобщению детей к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.
        Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Поэтому в центре работы по воспитанию здорового ребенка и приобщения его к здоровому образу жизни должны быть семья и детский сад – основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка.
        В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.
        Важным условием успешного взаимодействия с семьей стало выдвижение первоочередных целей:
1. Повышение уровня педагогической культуры родителей в вопросах здоровьесбережения.
2. Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства.
Основные задачи:
1.Формирование положительной мотивации здорового образа жизни, активное включение родителей в оздоровление детей.
2.Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в детском саду и семье.
         Ни одна физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители–педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей, интересов, прав и обязанностей каждого участника.
        Таким образом, совместная работа образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка и приобщению его к здоровому образу жизни строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
1. Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания здорового ребенка и приобщения его к здоровому образу жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с ежегодным планом) в течение всего пребывания ребенка в ДОУ. — условия для удовлетворения биологической потребности в движении.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье и родителей — в детском саду.
В соответствии с этими положениями система взаимодействия с семьей включает:
- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания и т.д.;
- обучение конкретным приемам и методам оздоровления (закаливание, дыхательная гимнастика и т.д.).
        В этих целях в нашем ДОУ используются такие формы сотрудничества детского сада и семьи:
- родительские собрания;
- групповые и индивидуальные консультации;
- беседы, презентации;
- открытые просмотры;
- наглядная информация;
- анкетирование;
- совместное проведение праздников и досугов;
- дни здоровья, спортивные и здоровьесберегающие акции;
- дни открытых дверей;
- тематические встречи педагогов и родителей.
Работа планируется на учебный год с конкретизацией мероприятий на каждый месяц.
      Необходимо использовать такие формы работы с родителями, в которых они выступают заинтересованными участниками педагогического процесса. Это позволяет повысить уровень физической культуры детей, используя потенциал каждого ребенка. Они носят не только консультативную, но и практическую направленность и являются системными мероприятиями с участием родителей, педагогов и детей.
Одной из самых эффективных и интересных форм сотрудничества с родителями являются спортивные праздники и досуги с участием семей дошкольников. Это очень веселые, эмоциональные мероприятия, в которых активное участие принимают дети, родители и весь коллектив детского сада.
Используя все перечисленные формы сотрудничества, мы не только приобщаем детей к здоровому образу жизни, развиваем физические качества и навыки, но и способствуем самореализации каждого и взаимообогащению всех детей.
      Очень важно разнообразить формы совместной физкультурной работы с семьей. Это недели здоровья, спортивные праздники, туристические походы. Такие мероприятия имеют большую воспитательную ценность. Родители наблюдают своего ребенка в коллективе сверстников, оценивают его физическую подготовку. Когда родители на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это полезно детям, так как создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения.
         Очень важным фактором здоровья ребенка является его эмоциональное благополучие и комфорт. Поступление ребенка в детский сад связано с изменением его жизни: режим дня, отсутствие родителей, иные требования к поведению, постоянный контакт с большим количеством детей, новое помещение и стиль общения. Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая стрессовую ситуацию, которая без специальной организации адаптационного периода может привести к невротическим реакциям, болезням. Поэтому важно уделять периоду адаптации большое значение. Основная задача – обеспечение благоприятного течения адаптации, сохранение эмоционального комфорта детей и родителей.
      Совместная работа с семьей по вопросам оздоровления дает положительные результаты. Родители становятся не зрителями и наблюдателями, а активными участниками различных оздоровительных мероприятий. Формируется созидательная позиция по отношению не только к здоровью ребенка, но и к своему.
      Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Наблюдения показывают, что в жизнь входит новое поколение родителей, понимающих значение здорового образа жизни, хорошего образования и воспитания и стремящихся обеспечить его для своего ребенка. Совместная работа детского сада и семьи способствует решению этих важных задач.
    Физическое воспитание — это не только занятие физической культурой, а целая система организации двигательной активности детей дома и в детском саду. Отношения ДОУ с семьей основаны на сотрудничестве и взаимодействии, открытости детского сада. Только при тесном взаимодействии педагогов и родителей мы сможем добиться успехов в приобщении детей дошкольного возраста к физическим упражнениям, сделать их здоровыми и жизнерадостными.
 
Обучая и воспитывая детей дошкольного возраста, очень важно помнить, что обучение не должно разрушать естественности их жизни. Поэтому педагогам и родителям следует придерживаться определенных правил.

 

- Помнить, что принудительное обучение бесполезно. Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять его усилия и стремление узнать новое, научиться новому.
- Знать, что, только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.
- Помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения тех или иных знаний.
- Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей. Нужно избегать отрицательных оценок дошкольника и результатов его деятельности.
- Учитывать индивидуальные особенности детей.
- Обучать дошкольников в контексте их практической и игровой деятельности в процессе решения детьми проблемных задач.
-Создавать ребенку условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. Следует чаще обращаться к детям с заданиями на догадливость.
- Приучать детей точно и связно выражать свои мысли. Не надо знакомить ребят с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Важнее объяснить суть понятий. Понимание важнее запоминания!
- Не нужно допекать, опекая. Иначе ребенок никогда не почувствует, что может что-то сделать сам. А это снижает самооценку и приводит к комплексам. Кроме того, излишняя опека приучает ребенка к мысли, что можно не напрягаться — и так все для тебя сделают.
      Основа обучения дошкольников – разнообразная деятельность детей.
Ребенок не в состоянии понять взрослые "иногда", "может быть", "отчасти" и "только по праздникам". Можно ли научиться переходить дорогу, если бы в понедельник, вторник и четверг красный свет означал "стоп", а в среду и субботу — "можно перейти"?