• Печать

ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА В НАШИХ РУКАХ

12.jpg - 13.68 KB

 Детский возраст — время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей человека.

 Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, красивыми, умными, добрыми, и прилагают для этого большие усилия. Народная мудрость гласит: "Здоровье — всему голова!". Никакие, даже самые глубокие, знания, умения и навыки не будут эффективны у нездорового человека, чувствующего себя ущербным физически, психологически или социально.

  Приходя в детский сад, многие дети уже имеют целый букет заболеваний, и чаще всего это заболевания опорно-двигательного аппарата либо предрасположенность к частым простудным заболеваниям.

  Нарушения осанки — спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность внутренних органов организма. Основа профилактики нарушений осанки — общая тренировка организма ребенка: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного "корсета" позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы.

  Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей, нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Стопы — опора, фундамент тела, поэтому изменение формы стопы влияет не только на ее функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка.

  Давайте попробуем нарисовать портрет здорового ребенка дошкольного возраста. Это жизнерадостный, активный, доброжелательно относящийся к окружающим, любознательный ребенок. Развитие его физических (двигательных) качеств проходит гармонично. Он вынослив, достаточно быстр, ловок и силен. Режим его жизнедеятельности осуществляется в соответствии с оптимальным соотношением периодов подъемов и спадов активности, бодрствования и сна. Неблагоприятные погодные факторы, резкая их смена ему не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо натренирована к разнонаправленным температурным воздействиям, поэтому он не знает, что такое простуда. Благодаря рациональному питанию этот ребенок не имеет лишней массы тела, у него есть все возможности для нормального гармоничного роста и развития. Благоприятные психологические условия в семье и в дошкольном учреждении способствуют укреплению его психического здоровья. Задача всех нас, взрослых, создать условия для воспитания такого ребенка.

СКОРО В ШКОЛУ! УЧЕБА И ЗДОРОВЬЕ

13.jpg - 10.15 KB

Первый день прихода в школу является событием, запоминающимся на долгие годы. С этого момента начинается новый этап в жизни ребенка. И от того, как он будет подготовлен к нему, иначе говоря, от того, каково будет его физическое и психическое здоровье, а также готовность к обучению зависит во многом формирование и развитие его личности.

 Ребенка к школе необходимо готовить — это известно всем. И его готовят: учат читать, писать, считать и даже иностранным языкам, но почему-то забывают о его физической подготовке. И совершенно напрасно: ребенок слабый, недостаточно физически развитый не сможет выдержать те нагрузки, которые его ожидают в школе. Проблема заключается не в уроках физкультуры, где ему надо будет правильно прыгать и быстро бегать, проблема в том огромном статическом напряжении, которое испытывает школьник, сидя за партой. Быстро устающий ребенок не способен хорошо учиться, у него проблема с дисциплиной.

 Мышечная система ребенка должна быть подготовлена к статическим позам, и готовить ее надо постепенно, последовательно переходя от простого к сложному. Особенно важно воспитывать правильные позы при чтении и письме.

 Когда ваш ребенок пойдет в школу, вы не сможете проконтролировать, правильно ли он сидит на уроках. Больший процент нарушений осанки и сколиозов проявляется именно в школьные годы. А какой вред они наносят здоровью, необязательно убеждаться на собственном опыте!

ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА — ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
 И УСПЕХА В ЖИЗНИ!

 Осанка — это привычное положение тела. При осмотре ребенка необходимо обращать внимание на лопатки: они должны быть расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника и на одном уровне. Лопатки не должны отстоять от грудной клетки. При подъеме рук вверх лопатка не должна подниматься вслед за рукой. Плечи должны быть тоже на одном уровне и слегка развернуты назад. Позвоночник находится на прямой линии. Обращайте внимание на талию. Если с одной стороны талия сглажена, это признак искривления позвоночника в поясничном отделе. Живот должен быть подтянут, пупок — располагаться в центре живота. Ноги должны быть одинаковой длины, ровными; стопы — иметь хорошо выраженный внутренний свод и хороший подъем — так, чтобы отпечаток стопы на мокром песке не был похож на лепешку, а имел в центре тонкий мыс.

 Хорошо развитые мышцы спины, живота, рук и ног позволяют человеку комфортно чувствовать себя в пространстве.

 Прислонимся спиной к стене. Если малыш прикасается к ней затылком, лопатками, ягодицами, икрами ног и пятками, а между позвоночником и стеной в области шеи и талии остаются небольшие промежутки, с осанкой порядок! Попросите ребенка запомнить данную позу. Пусть периодически проверяет "сохранность" осанки, прислоняясь к опоре. Полезно также носить книжку на голове (без рук!) или толкать мяч головой, передвигаясь по комнате на четвереньках.

 Для сохранения правильной позы важна не столько сила мышц, сколько согласованность работы различных мышечных групп, гармоничное развитие мышечно-связочного аппарата всего тела. Поэтому особенно большое внимание следует уделять общему физическому развитию ребенка.

 Хорошую осанку, как и любую другую привычку, можно и нужно воспитывать. Значит, сам, без посторонней помощи, без положительного примера, без постоянного контроля со стороны взрослых ребенок вряд ли сможет выработать правильную манеру держать свое тело. Поэтому взрослые должны помочь ребенку выработать привычку правильно держать свое тело. Важно сформировать у ребенка правильный навык ходьбы, стояния и сидения.

 Итак, правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность вашего ребенка — основа профилактики нарушений осанки, сколиозов и других дефектов опорно-двигательного аппарата.

 И еще один важный момент: ребенок с трудом выдерживает неподвижные позы. Чем младше ребенок, тем сложнее ему стоять или сидеть "спокойно". Это объясняется особенностями анатомического строения детского позвоночника, он гораздо более эластичен, чем взрослый, а, значит, менее устойчив. Чтобы удержать свое тело в выпрямленном состоянии, ребенок затрачивает значительно большие усилия, чем взрослый, и поэтому быстрее устает. Нужно помнить об этом и не мучить наших детей неподвижностью!

 Правильные позы

 Дети дошкольного и младшего школьного возраста растут и развиваются так быстро, что со стороны родителей требуется постоянный контроль. Нужно очень внимательно следить, как ребенок стоит, как ходит, как сидит, в какой позе предпочитает спать. Неправильные позы – основная причина нарушений осанки.

Необходимо воспитать стойкую привычку правильно держать свое тело в различных положениях.

14.png - 6.83 KB

Правильная поза стоя:

стоять следует прямо, но свободно; тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги. При привычной манере отставлять ногу в сторону формируется косое положение таза и искривление позвоночника. Наклон головы вперед или запрокидывание ее назад приводит к изменениям изгибов позвоночника, нарушению устойчивости тела.

При ходьбе:

учите ребенка ставить стопы параллельно и удерживать вертикальную ось тела. Разворот стоп носками внутрь или наружу нарушает походку и способствует плоскостопию.

15.jpg - 8.83 KB

Правильная поза сидя:

важно, чтобы ребенок сидел прямо, не сгибая туловище, голова может быть слегка наклонена вперед. Ноги упираются в пол всей стопой и согнуты в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямыми углами, спина должна опираться на спинку стула или кресла, а бедра лежать на двух третях сиденья. Нельзя допускать, чтобы ребенок сидел, положив одну ногу на другую в подражание взрослым, или убирал ноги под сиденье, так как под коленями проходят крупные кровеносные сосуды и в таких позах они пережимаются.

Особенно следите за предплечьями — они должны быть на одном уровне. Нельзя позволять ребенку опираться на одну руку, поворачивая плечо при письме или рисовании. Это самая большая ошибка, которая формирует стойкую привычку и, как следствие, нарушение осанки и, часто, сколиоз. Объясните ребенку, как правильно сидеть при письме или чтении — этот навык нужно постепенно довести до автоматизма.

Привейте ребенку привычку правильно сидеть — это позволит вам избежать большей части проблем с его здоровьем в школе!

16.jpg - 7.56 KB

Поза во время сна:

не менее важна, чем положение тела днем. Позвоночник должен хорошо отдохнуть за ночь. Это возможно, если позвоночник опирается во всех частях и лежит прямо, не провисая, если ребенок спит на боку, или сохраняет все физиологические изгибы в положении лежа на спине. Спать лучше на полужесткой опоре, на упругом матраце. Очень важный элемент постели — подушка. Она должна быть небольшой и упругой.

  Итак, постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой, с невысокой плоской подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучать ребенка спать на спине или на боку, но не свернувшись калачиком.

 Воспитывая правильную осанку, будьте терпеливы!

 Не нужно пугать ребенка строгими окриками: "Встань ровно! Выпрями спину!2 Еще хуже, если ребенку угрожают привязать доску к спине или еще чем-нибудь. Такие угрозы и замечания только напугают ребенка, увеличат нервно-мышечное напряжение, что проявится в еще более скованных и неестественных, "защитных" позах. Нужно постепенно и бережно прививать любовь к правильным позам, терпеливо убеждая ребенка, что они удобнее и менее утомительны, — тогда навык будет устойчивым и останется на всю жизнь.

 Нормальная осанка — результат общей двигательной нагрузки, подвижных игр, бега, прыжков и других видов физкультурных занятий.

ИГРАЕМ И ВЫРАБАТЫВАЕМ ПРАВИЛЬНУЮ ОСАНКУ

   Эти игры также можно проводить в виде состязаний "Кто делает правильнее?" или "Кто самый ловкий?", устраиваемых с участием ребенка, других детей и взрослых.

17.jpg - 6.29 KB

Тает снег, бегут ручьи!
Что нужно для игры: Любые нетяжелые игрушки.
Исходное положение. Ребенок сначала встает прямо, а потом по команде "Тает снег, бегут ручьи!" кладет игрушку себе на голову — спасает от наводнения.
Выполнение. Малыш должен постоять с игрушкой на голове или походить, стараясь не уронить ее.
Чрезмерно усложнять упражнения для маленьких не следует, а вот ребята постарше могут и на коленях, и на четвереньках походить, поприседать и т.д.

18.jpg - 6.35 KB

Ящерица ползет
Дайте ребенку волю — пусть ползает в меру своего разумения и представления о движениях ящерицы. Главное — пусть ползет и двигается вперед.

19.jpg - 9.13 KB

Змейка защищается
Исходное положение. Змейка лежит на животе — на полу.
Выполнение. Вот ее что-то потревожило. Она медленно поднимает голову вместе с верхней частью туловища и смотрит вперед, потом вбок, даже назад. Предупреждающе шипит.
 
Бревнышко
Исходное положение. Лечь на спину на пол.
Выполнение. Руки вытянуть за голову, пальцы кистей переплести — и перекатываться со стороны в сторону, как бревнышко.

20.jpg - 13.76 KB

Мурлыка
Исходное положение. Опуститься на колени и упереться ладонями в пол.
Выполнение. Надо изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх, фырчит. Потом успокоилась и потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные. Их следует чередовать несколько раз.

Затем ребенок ложится на спину, быстро переворачивается то на один, то на другой бок, одновременно потягиваясь руками и ногами – на одном боку и сворачиваясь — на другом, как это делает кошка, когда очень довольна.

21.jpg - 7.59 KB

Самолет
Исходное положение. Встать прямо.
Выполнение. Наклониться вперед, положить на спину мягкую игрушку или маленькую подушечку, развести руки в стороны и, подняв голову, начать ходить по комнате. Это упражнение проводится в виде состязания, и побеждает тот, кто не даст предмету упасть со спины.