Консультация "Нетрадиционные техники аппликации как средство развития дошкольников"
Сложно сказать, когда конкретно зародился тот или иной вид рукоделия, поскольку текстильные изделия тех времен почти не сохранились. Но можно точно сказать, что аппликация (или нашивание) различных лоскутов тканей, кожи и других материалов, а также наклеивание всевозможных материалов, таких как: крупы, семечки, скорлупа ореха, яичная скорлупа, любых природных материалов пришла к нам с Востока и из Византии.
Самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах (100 год до н.э.—200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации.
Итак, аппликация:
- Развивает художественное воображение и эстетический вкус.
- Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.
- Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка.
- Помогает выучить цвета и формы.
- Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.
По тематике изображения аппликация подразделяется на предметную, сюжетную, пейзажную и декоративную.
По форме аппликация бывает объемной и плоской.
По цвету — одноцветная и многоцветная.
Для ее изготовления используются самые различные материалы: бумага; ткани разнообразной фактуры (хлопок, шелк, бархат, шнуры); кожа, мех, поролон, природные и бросовые материалы и т.д.
Вот несколько нетрадиционных техник аппликации, которые вы можете использовать в работе с детьми.
Обратная аппликация.
Самое главное — сделать на бумаге хороший четкий рисунок, который подкладывается под перевернутую крышку.
Рекомендуется проводить такие занятия с детьми от 3 лет.
Мозаика.
"Айрис фолдинг" — радужное складывание.
Аппликации из ваты и тополиного пуха.
Животных, птиц, растения лучше выбирать с пушистой фактурой. Например: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки одуванчиков. Легче делать аппликации с черно–белых рисунков, контрастных фотографий.
В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, рыбки в аквариуме.
С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака — простор для фантазии весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты — облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков. Помните, что вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз.
Аппликация из конфетти.
Описание работы:
1. Нарисуйте, например, контур бабочки.
2. Предложите ребенку кисточкой, а если у него нет навыка работы с ней, то губкой, нанести клей по всей поверхности рисунка.
3. Дайте густо посыпать весь лист бумаги конфетти.
4. Стряхните лишнее с листа бумаги (можно просто перевернуть лист)
5. Вместе удивитесь возникшей перед вами бабочкой.
Как вы поняли, работать в этой технике можно с детьми любого возраста.
Аппликация из поролона.
Можно не рисовать карандашом, например, дерево, а дать ребенку самому проявить воображение или складывать дерево на клей из кусочков сразу.
Аппликация из изоленты.
Аппликация из песка или соли.
А если, к тому же, вы разрешите детям покрасить песок или соль вместе с вами, им это доставит несказанное удовольствие!
Техника "посыпание" — аппликация из крупы, выполненная на основе контурного рисунка (шаблона).
1. Рисуем простым карандашом на цветном картоне или находим изображение с четким контуром (контурный рисунок) и распечатываем его на цветной бумаге. Какой рисунок подойдет? Фрукты или овощи, стилизованные цветы, животные и птицы — любая картинка с достаточно крупными деталями, которая интересна и понятна малышу.
2. Крупа подойдет любая. В первый раз лучше сделать самую-самую простую аппликацию, из одного вида крупы. Например, цыпленка из пшена. В этом случае рисунок полностью намазываем клеем ПВА и посыпаем пшеном (пшено немного прижимаем пальцами, чтобы лучше держалось). Крупа должна лежать в один слой. Глаз можно сделать из гречки, клюв и лапки — просто нарисовать (или сделать из фасоли, как на фото). Для сохранности крупяного слоя аппликацию можно сверху дополнительно промазать клеем.
Затем можно переходить к аппликациям из разных круп. Принцип простой: для каждой детали мы используем разный по цвету или фактуре материал. Клеем намазываем сначала одну деталь, засыпаем ее крупой, затем другую и т.д. Например, облака хорошо получаются из риса, солнце — из пшена, небо — из манки, земля — из овсянки и фасоли. При необходимости крупу можно покрасить (гуашью или акварелью)
Способы окраски крупы.
Техника "вдавливание"
1. Нам понадобится заготовка: цветной рисунок или самая простая аппликация из бумаги. На фото в качестве заготовки используется именно бумажная аппликация — силуэт дерева, приклеенный на цветной картон.
2. Затем примазываем круги из пластилина, аккуратно разравнивая края.
3. Предлагаем ребенку декорировать круги крупой (или зернами кофе, орехами, семечками и т.п.) — вдавить их в пластилин.
4. Так же делаем ствол дерева. Примазываем коричневый пластилин, формируя силуэт дерева.
Если дерево зимнее, пластилиновый ствол можно присыпать крупной солью, а затем вдавить кристаллы соли в пластилин.
Пушистая аппликация.
Аппликация из скрученных салфеток — простой и доступный для любого возраста вид творчества, способствующий развитию мелкой моторики детей.
Для работы понадобятся бумажные салфетки различных цветов, контурный рисунок будущей аппликации (для этого удобно распечатать на бумаге для принтера детские раскраски), клей ПВА, цветной картон-основа аппликации.
Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик.
Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА.
Сначала аппликация выполняется на принтерной бумаге, на которой распечатан рисунок. Готовая аппликация должна хорошо высохнуть, после чего рисунок вырезается и наклеивается на фон — цветной картон.
Окончательная отделка панно зависит от фантазии автора: в зависимости от тематики работу можно декорировать природными материалами, нитками, ракушками, стружкой и т.п.
Отдельные детали композиции можно выполнить из цветной бумаги - простой или бархатной.
Аппликация 3D.
Отличия аппликации 3D от объемной:
- Многослойность.
- Отличие слоев друг от друга по форме и количеству.
- Количество слоев не менее 3.
- Несоприкасаемость слоев друг с другом.
- Эффект объекта "глубины" или "выпуклости".
- Модель 3D — плоскостная модель.
- Отсутствие клея (наличие двухстороннего скотча).
Работая над аппликациями в технике 3D, необходимо выделить некоторые правила последовательности выполнения работы аппликации:
- Определить количество предметов, которые будут выделяться слоями (разные объекты должны находиться на разных уровнях).
- Вырезать первый слой предмета и в неизменном виде наклеить его с помощью одностороннего скотча на основание.
- Второй слой предмета вырезать, изменяя размер и форму (каждый последующий слой должен отличаться от предыдущего меньшим размером).
- Наклеить второй слой на первый, смещая его на 1 мм (вверх, вниз, влево, вправо – по вашему желанию).
- Третий и четвертый слои вырезать и наклеить по аналогии второго слоя (слоев должно быть не меньше трех).
- Часть предмета, которой надо придать наибольшую выпуклость, должна быть наименьшего размера.
Последовательность выполнения:
- Определить количество предметов, которые будут выделяться слоями.
- Вырезать первый слой предмета и в неизменном виде наклеить его с помощью одностороннего скотча на основание.
- Второй слой предмета вырезать, изменяя размер и форму.
- Наклеить второй слой на первый, смещая его в сторону на 1 мм (вверх, вниз, влево, вправо — по вашему желанию).
- Третий и четвертый слои вырезать и наклеить по аналогии второго слоя.
- Часть предмета, которой надо придать наибольшую выпуклость, должна быть наименьшего размера.
Таким образом, нетрадиционные виды аппликации в дошкольном учреждении — один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста, на развитие творчества дошкольников.
Новости, анонсы, объявления
- Запись в первые классы
- Районная конференция на тему "Семья и школа: конструктивный диалог"
- Конкурс чтецов "Разукрасим мир стихами!"
- Информация от Городского центра общественного здоровья: День борьбы с туберкулезом
- Творчество Сергея Васильевича Погореловского
- 18.03.2024 "Гуляй, масленица!"
- 12.03.2024 "День цветов"
- Поздравляем С Международным Женским Днем!
- Праздничные утренники, посвященные Дню 8 Марта!
- Фестиваль творчества среди сотрудников детских дошкольных учреждений "Не_кроха"
- Информация от городского центра общественного здоровья: 26 февраля-3 марта неделя профилактики употребления наркотических средств
- Консультация для родителей "Профилактика простудных заболеваний и укрепление иммунитета в весенний период"
- Поздравляем С Днем Защитника Отечества!
- Информация от Городского центра общественного здоровья: Коклюш
- Информация от Городского центра общественного здоровья.19-25 февраля неделя информированности о важности диспансеризации и профосмотров