• Print
Консультация для родителей
"Игры с мячом и развитие речи"
картинка

mac.jpg - 1.85 MB

Игры с мячом известны человечеству с давних пор.  Древние греки считали, что человек не может быть гармонично развит физически, если он не владеет играми с мячом, умением выполнять с ним различные движения. К сожалению, в настоящее время, не смотря на  огромное разнообразие мячей в продаже, игры с ним все меньше и меньше привлекают дошкольников. Казалось, совсем недавно мяч был фаворитом в дворовых играх: "Школа мяча", "Выбивала", лапта, "Я знаю пять имен", просто футбол и все виды волейбола — мяч участвовал в большинстве детских игр.

 Увы, современные дети не знают игр с мячом, мало кто из них сумеет просто подбросить и поймать мяч, не уронив его.  А ведь мяч, не просто спортивный снаряд, развивающий ловкость, меткость, координацию, это еще и прекрасный помощник для развития речи ребенка. Игры с мячом отвлекают внимание от речевого дефекта и побуждают к общению. Они освобождает детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности. Они развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, регулируют силу и точность движения, развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально — волевую сферу. Все это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей речевых навыков.

Вот варианты игр с мячом, где он будет  Вашим помощником в развитии речи ребенка.

"Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова".

Ход игры: взрослый поочередно бросает мяч и произносит первую часть слова. Дети ловят мяч и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

"Мяч поймаем — раз!  И два — мы распутаем слова!"

Ход игры: бросая мяч детям, взрослый произносит слова, а дети, возвращая мяч, повторяют их.

Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец и т. д.

Затем взрослый запутывает слова, переставляя слоги. А дети должны их распутать.

Взрослый: Релтака, Щепера, Накомта, Супода , Тривина, Локодец.                           

Дети: Тарелка, пещера, комната, витрина, колодец.

 "Мяч бросай и  скорее называй"                                

Вариант 1. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.         

Взрослый:   Овощи          

Ребенок: капуста, морковь, лук, огурец, помидор…

Вариант 2. Взрослый называет предметы, а ребенок — обобщающие слова: Огурец, помидор, картошка  -  Овощи.

"Я знаю три (пять) …"

Ход игры: ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: "Я знаю 3 (5) имени/ имен  мальчиков: …" (девочек, названий цветов, животных, посуды, одежды…)

Можно использовать следующие виды движений:

- бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками;
- бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками;
- отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
 

"Животные и детеныши"

Ход игры: взрослый бросает мяч и называет животное, ребенок возвращает мяч и называет детеныша.

"Кто как разговаривает"

Ход игры: взрослый бросает мяч и называет животное, ребенок возвращает мяч и называет, как это животное подает голос (лает, ржет, мычит и т.д.)

Можно сделать наоборот: Взрослый: "Кто мычит?, Кто лает, Кто кукует…"

"Третий лишний"

Взрослый, отбивая мяч от пола, называет три слова: два из них входят в одно понятие, третье слово — лишнее (медведь, белка, корова), и перебрасывает мяч ребенку. Ребенок, возвращает мяч, называя "лишнее" слово.

Игры с мячом можно придумывать самостоятельно, а можно найти их в книге  Т. А. Воробьевой , О. И. Крупенчук "Мяч и речь"