• Print
23.10.2022. Консультация педагога Нуромской Е.С. для родителей
"Литературное развитие детей дошкольного возраста".
d_2.jpg - 248.22 KB Детство — пора, когда все впечатления особенно значительные и яркие. Прочитанная в эти годы книга, производит сильное впечатление и остается в памяти ребенка на всю жизнь. Книга развивает эстетическое восприятие, представления и чувства, воспитывает эстетический вкус, выражающийся в оценке доступных ребенку произведений детской литературы, явлений действительности, обогащает знаниями и представлениями о мире.
 В раннем детстве ребенок охотно слушает чтение взрослых, легко запоминает короткие стихи и сказки. Под влиянием книг, пособий, разнообразных художественных дидактических игр, занятий со взрослыми возникает детская художественно-речевая деятельность, то есть деятельность, связанная с восприятием художественных произведений, исполнением их, а также с начальными формами словесного творчества.  Только к пяти-шести годам дети приобретают навык сосредоточенного, внимательного слушания литературных произведений. В этом возрасте у ребенка появляется поэтический слух, т.е. способность замечать изобразительно-выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях. Появляются устойчивые предпочтения жанру литературных произведений конкретному виду художественно-речевой деятельности, одни больше любят слушать стихотворения и читать их наизусть, другие - сказки. Развиваются художественно-творческие способности: дети сами придумывают загадки, сочиняют сказки, стихи.
 Для того, чтобы реализовать воспитательные возможности книги, необходимо создать определенные условия. В семье, прежде всего, должна быть эмоциональная атмосфера заинтересованности деятельности малыша, желание читать ему, беседовать о прочитанном, развивать способность воспринимать рассказы, сказки, стихи как искусство слова. Важно не только правильно выбрать книгу, соответствующую возрасту ребенка, но умело ее преподнести, организовать занятие в течение 20-25 минут так, чтобы оно радовало ребенка, чтобы он приобретал знания и умения с удовольствием. Перед занятием желательно подготовить ребенка к восприятию произведения. В этом отношении очень полезны предварительные беседы. Они дают возможность обратиться к личному опыту малыша, вызвать в памяти соответствующие ассоциации впечатлений, наблюдений. Для закрепления эмоционально-образного восприятия прочитанного также полезны беседы. Но этот прием нужно использовать тонко и тактично, не разрушая эстетического воздействия литературных образов. В беседе углубляется восприятие содержания произведения, выявляется отношение к персонажам, запоминаются повторы.
 Приятного чтения вам и вашему малышу!