• Print
Консультация для родителей
"Детям о Великой Отечественной Войне"
картинка
kak-rasskazat-malysham-o-9-maia_3.jpeg - 45.42 KB

 История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня — начало Великой Отечественной войны и 9 мая — День Победы. Более семидесяти лет минуло со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор не меркнет величие подвига нашего народа. Победа над фашизмом — великий урок всем поколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории, и не повторяли ошибок прошлого. Недаром О.Бисмарк говорил: "Даже победоносная война — это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народа".

 9 мая — праздник простой и, в то же время, сложный для понимания детей. С одной стороны, простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой — очень сложно объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга. Поэтому, данная работа предполагает активное участие родителей не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье.

 Вот примерные формы работы по изучению данной темы родителей со своими детьми дома:

- чтение литературы, беседы и просмотр телепередач на военную тематику;

- рассматривание иллюстраций, семейных фотографий (бабушек, дедушек);

- заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, песен на военную тему;

- участие в выставках совместного семейного творчества;

- посещение военных музеев, ознакомление с памятниками, экскурсии на памятные исторические места (если имеется такая возможность).

 Особое внимание родителей хотелось бы уделить по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями о Великой Отечественной войне, воспитывающими историческую память и уважение, гордость за свою Родину.

 

 Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам?

Самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?

 Прежде чем знакомить дошкольников с произведениями о войне, необходимо подготовить их к восприятию этой сложной темы:

-дать небольшие сведения из истории;

-рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге каждого человека на войне и всего народа в целом;

- говорить с ними о губительном характере войны, сметающей на своем пути все живое, оставляющей после себя людское горе, выжженую землю.

 И только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о том, что же такое "война", можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.

 Многие авторы детской литературы на собственном опыте познали все тяготы войны и, не раз пережившие ее в процессе создания художественных произведений, знали то, о чем говорили читателям. Их нельзя не услышать.

 

 Список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного:

  • С.П.Алексеев "Рассказы из истории Великой Отечественной войны". Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы;
  • Е. Благинина "Шинель" — о детстве, лишенном радостей по чьей–то злой воле, о войне, заставившей рано повзрослеть;
  • А.Барто "Звенигород" —  о военном детстве в тылу;
  • С.М. Георгиевская "Галина мама". Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести.
  • Ю.П.Герман "Вот как это было". Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии, в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания.
  • В.Ю. Драгунский "Арбузный переулок" (в кн. "Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.
  • А.М. Жариков "Смелые ребята", "Максим в отряде".
  • В.А.Осеева "Андрейка". Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.
  • К.Г. Паустовский "Стальное колечко". Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.
  • И. Токмакова "Сосны шумят" — о том, как война долгие годы не отпускает человека.
  • Шишов А. "Лесная девочка". Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.
  • Ю. Яковлев "Как Сережа на войну ходил". Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге никто иной, как родной дедушка, погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход — ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.
  • Л.Кассиль "Твои защитники".
  • С. Михалков "День Победы".

 Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно — говорить о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас — взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.