27.10.2022. Советы родителям от педагога-психолога Рябченко Т.Д. "Адаптация ребёнка к ДОУ".
Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребёнка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжёлую.
При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь.
Средняя степень адаптации. Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20—40 дней, качество сна страдает. Аппетит восстанавливается через 20—40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. Отношение к взрослым избирательное.
Тяжелая степень адаптации. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется.
Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.
Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:
- Тревога, связанная со сменой обстановки. Ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей. Ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. Личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.
- Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, поэтому первый день в группе чрезвычайно важен.
- Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой. Поэтому ребенок не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
- Отсутствие навыков самообслуживания.
- Избыток впечатлений, из-за которого ребёнок может переутомиться и вследствие этого нервничать, плакать, капризничать.
- До 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Как помочь ребенку приспособиться к условиям детского сада?
- Пусть ребёнка отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.
- Максимально сократите время переодевания и прощания (до 2-х мин.)
- Не целуйтесь, не обнимайтесь с ребенком по 10–15 минут.
- Не уговаривайте малыша извиняющимся тоном! Выражайте радость за ребёнка: «Тебе так повезло, ты ходишь в садик! Я бы тоже пошла, жаль, взрослым нельзя. Там так интересно!» Будьте тверды, убедительны.
- Обязательно скажите, что вы придёте, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придёт после какого-то события, чем ждать её каждую минуту.
- Твердо выполняйте свои обещания: если сказали, что заберёте ребёнка после обеда, забирайте в назначенное время. Не обманывайте ребенка, не подрывайте его веру в самых дорогих и близких людей. Не заставляйте его страдать, плакать, ожидая вас.
- Принесите любимую игрушку.
- Используйте ритуалы прощания. "Ритуал" — это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Например, уходя, мама всегда:
- целует и говорит, куда уходит и когда придёт;
- говорит "пока-пока";
- машет за окном рукой на прощание и т.д.
После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы остаётесь с ребёнком в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.
Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением.
Как облегчить процесс адаптации?
- Расскажите заранее про детский сад. Необходимо подробно рассказать ребенку о режиме детского сада, что, как, в какой последовательности он будет делать. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью и как это сделать. Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки другим детям.
- Обеспечьте создание положительного восприятия детского сада, воспитателей, других детей.
- Придумайте свой ритуал прощания и выучите с ребёнком его последовательность.
- Интересуйтесь новыми событиями, которые произошли с ребёнком за время пребывания в ДОУ, его впечатлениями. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.
- Отложите некоторые особенно стрессовые для малыша мероприятия в период адаптации (поход к парикмахеру, уколы, горькие лекарства, походы в гости к новым знакомым и т.д.). Малыш перегружен впечатлениями, поэтому нужно щадить его нервную систему. Избегайте неприятных процедур, если они являются для ребёнка психически травмирующими. Подождите пока малыш придёт в уравновешенное состояние. Будьте дома с ребёнком особенно ласковыми и внимательными.
Полная адаптация ребёнка к детскому саду возможна не раньше, чем через 2-3 месяца. Если ребёнок готовится к детскому саду, если и семья и воспитатели настроены на сотрудничество, то сложности адаптации будут сведены к минимуму. И через некоторое время вы начнёте отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.
Даже если адаптационный период проходит гладко, ребёнок с удовольствием ходит в детский сад, не заболевает в течение 2-3 недель, это не значит, что детский сад не является нагрузкой. Большое количество новой информации, новых условий, даже если они принимаются малышом положительно, - это все равно тяжело. Поэтому посещение детского сада в течение первых двух месяцев должно происходить в индивидуальном режиме.
22.10.2022. Консультация педагога-психолога для родителей "Психологическая готовность ребёнка к школе".
Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребёнок должен знать и уметь перед школой и так далее.
Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален.
Что включает в себя психологическая готовность к школе?
Психологическая готовность ребенка к школе - необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.
В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический и психологический аспекты, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться.
Физиологическая готовность ребенка к школе
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологический аспект готовности включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная/социальная, эмоционально-волевая.
Интеллектуальная готовность к школе:
-к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний;
- он доложен ориентироваться в пространстве;
- ребенок должен стремиться к получению новых знаний;
- развитие его памяти, речи и мышления должны соответствовать возрасту.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- у ребёнка должны быть развиты коммуникативные навыки, то есть он должен уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии;
- ребёнок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, какие поступки хорошие, а какие плохие;
- ребёнок должен принимать поставленную педагогом задачу, уточняя неясные моменты, а после выполнения адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
- способность ребёнка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
- усидчивость – способность в течение определённого времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Рекомендации родителям дошкольника
1.Не будьте слишком требовательны к ребёнку.
2. Ребёнок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.
3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребёнка чрезмерной.
4. Если вы видите, что у ребёнка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.
5. Учёба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.
6. Следите за распорядком дня, чтобы ребёнок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги перед сном.
7. Питание должно быть сбалансированным.
8. Наблюдайте, как ребёнок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. В 6-7 лет должно быть сформировано умение управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он.
9. Обеспечьте для домашних занятий все необходимые материалы, для которых отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
10. Если ребёнок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребёнка к тому, чтобы он в течение 15-20 минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, не пустите его гулять и т.п.
12. Обеспечьте ребёнку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
13. Рассказывайте ребёнку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.
14. Формируйте у ребёнка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно. Не пугайте его двойками, наказанием за плохое поведение и т.п.
15. Старайтесь интересоваться школьными событиями ребёнка, ненавязчиво расспрашивайте его о том, как прошёл его день.
С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно опереться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.
Основная функция психолога в дошкольном учреждении – создание условий для охраны физического и психического здоровья детей, забота об их эмоциональном благополучии, развитие способностей каждого ребёнка.
Консультации и рекомендации:
Рекомендации для родителей "Что делать, если у вас чуствительный ребенок".
Рекомендации для родителей "Не хочу, не буду!"
Консультация для родителей "Игры с детьми для адаптации в детском саду".
Консультация для родителей "Возрастные и психологические особенности развития ребенка 6-7 лет"
Консультация для родителей "Возрастные и психологические особенности развития ребенка 4-5 лет"
Консультация для родителей "Возрастные и психологические особенности развития ребенка 5-6 лет"
Консультация для родителей "Упрямство, капризы, непослушание"
Новости, анонсы, объявления
- Детям о правилах безопасного поведения на железнодорожном транспорте
- Информация по зачислению на дополнительное образование
- 1 июня - "День защиты детей"
- "До свидания, детский сад!"
- Квест "На тропе чудес"
- Делаем город комфортнее. Общественное голосование
- Пост благодарности от приюта для бездомных животных "Пушдомик"
- Поздравляем С Днём Великой Победы!
- В СПб последние дни проходит голосование по формированию комфортной городской среды "Сделаем город комфортнее"
- 9 мая в Пушкинском районе состоится марафон мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы
- Прими участие во Всероссийском голосовании за объекты благоустройства - сделай свой город лучше!
- Тематические досуги "Этот День Победы!"
- Пункт отбора на военную службу по контракту
- 29 апреля состоялся субботник
- Региональный этап Чемпионата по профессиональному мастерству "Профессионалы".
QR-код ГБДОУ детский сад № 12
Уважаемые посетители сайта!
В сети Интертнет появился новый информационный ресурс РУСРЕГИОНИНФОРМ.
ссылка на портал: http://rusregioninform.ru/
Цель данного ресурса:формирование позитивного имиджа
региональной системы образования; организация
мониторинга системы образования, обеспечение
информатизационной открытости, содействие населению
в оценке качества услуг, оказываемых УО.