1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
Консультация педагога-психолога Сидоренко М.Н.
для родителей "Чем занять ребёнка летом перед поступлением в школу"
 

1.png - 10.72 KBЛетние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Также как взрослый, во время отпуска, ребенок мечтает летом отдохнуть от занятий, режима, требований воспитателей и педагогов, расслабиться и стать более независимым. Поэтому родителям нужно позаботиться о том, чтобы этот период был наполнен радостными переживаниями и событиями.

Развивающие занятия нужно проводить только в игровой форме. Ребенок должен набраться сил и окрепнуть физически, чтобы справляться со школьными нагрузками. Поэтому пусть больше времени проводит на открытом воздухе в подвижных играх. Все они развивают координацию, скорость реакций, формируют стратегию поведения, особенно игры с правилами.

Для развития мелкой моторики подготовьте карандаши, мелки, раскраски, веселые прописи. Рисовать мелом можно на специальной доске, или асфальте. Нужно использовать все виды лепки: из пластилина, теста, глины. Если вы находитесь на даче, вместе с ребенком из глины можно слепить большие замки, крепости, целые города с мостами и каналами или поиграть в гончарную мастерскую. На дачном участке хорошо иметь песочницу.

Для развития познавательного интереса устраивайте тематические игры путешествуя в поездках или рядом с дачей, домом. Например: изучаем растительный мир. Осматриваем растения в саду и на грядке, сравнивайте, вспоминайте названия и виды овощей, фруктов, цветов, ягод и т.д. Зарисуйте или фотографируйте растения. Если вы на даче, проследите с ребенком процесс появления из семян растений и плодов, установите причинно-следственные связи от полива, подкормки, температурного режима и т. п., ведите дневник наблюдений. Отведите ребенку маленькую грядку, где он сам может вырастить овощи и цветы.

Путешествие может быть по исследованию окружающей местности, с созданием ее плана или по заранее намеченному маршруту.

Игра кладоискатель: нужно по особым следам и по карте найти спрятанный сюрприз или как охотнику-следопыту по приметам отыскать условную добычу. Мальчишки любят военизированные игры, типа зарницы, с поиском и захватом базы противника и преодолением препятствий. Все подобные игры развивают внимание, умение действовать по плану, сообразительность.

Обеспечьте ребенка набором настольных игр, в которые можно поиграть вечером или в дождливый день, одному или с друзьями. Такие игры можно купить в любом магазине игрушек. Хорошо развивают логическое мышление обыкновенные шашки и домино.

 

Для тренировки памяти, внимания и мышления можно использовать следующие упражнения:

Игры на развитие мышления

"Назови, одним словом!"

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их, одним словом. Например, лиса, заяц, медведь, волк — дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива — фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт — ... Птицы — … и т.п.

2.jpg - 44.59 KB"Найди лишнее слово!"

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним".

Примеры:

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, творог, сметана, хлеб;

Час, минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

 

"Отвечай быстро!"

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:

- назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты.

- назови слова, относящиеся к спорту.

- назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.

 

"Говори наоборот!"

Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот" например, большой-маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый-грустный, быстрый-медленный, пустой-полный, умный–глупый, трудолюбивый-ленивый, сильный-слабый, тяжелый-легкий, трусливый–храбрый, белый-черный, твердый-мягкий, шершавый-гладкий и т.д.

 

"Бывает - не бывает!"           

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если — нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

  

"Сравнение предметов!"

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять черты сходства и различия, причем по существенным признакам.

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка: стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; город и деревня.

 

"Угадай по описанию!"

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (Ответ: помидор).

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

 

 

"Кто кем будет?"

Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

  

Игры на развитие памяти

"Что исчезло?"

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

 

 

"Что изменилось?"

На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

 

"Художник"

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

 

3.jpg - 15.60 KB

Игры на развитие внимания

"Сколько чего?"

Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.

 

"Разведчики"

Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

Педагог-психолог   М.Н. Сидоренко

 

Консультация педагога-психолога
"Сколько раз повторять? Почему дети нас не слышат?"

"Сто раз надо повторять", "как об стенку горох", "пока не прикрикнешь — не сделает" — эти фразы уверенно занимают первые строчки в хит-параде родительских жалоб детскому психологу. Почему? "Самая главная ошибка родителей заключается в том, что они пытаются давать указания крохам, как маленьким взрослым. Но в "маленькой стране" действуют свои законы восприятия, которые необходимо учитывать, если мы хотим быть услышанными@.

Ошибка 1.

Отсутствие зрительного контакта

Малышам доступно только гибкое одноканальное внимание. Это означает, что мозг ребенка способен сконцентрироваться только на одной задаче (например, на строительстве тоннеля из стульев). Бессмысленно раздражаться, что увлеченный игрой малыш вас "не слышит" — он пока просто не способен на это. Тем более что мамины слова доносятся откуда-то сверху, в то время как «настоящая» жизнь проходит здесь, под стульями!

psiholog.png - 493.53 KBРабота над ошибками. Прежде чем давать указания, необходимо переключить внимание карапуза на себя. Присядьте на корточки, посмотрите ребенку в глаза (можно прикоснуться или взять за руку). Обратитесь к нему по имени: "Даша, посмотри на меня", "Тёма, послушай, что я скажу" и т. п. Малыша старше 3,5 полезно попросить повторить, что он услышал. Задания, которые выдаешь сам себе, выполнять гораздо приятней.

Ошибка 2.

Просьба, состоящая из нескольких

"Сними валенки, вымой руки и за стол", — на наш взгляд, просьба проста, как дважды два. А вот для ребенка младше 3,5–4 лет это довольно сложный алгоритм. Попробуй запомнить последовательность, ничего не пропустив! Вот малыш и "застревает" в прихожей.

Работа над ошибками. Разбивайте сложную задачу на простые. Выдавайте ребенку только одно короткое задание, например: "Сними валенки". К следующему переходите, когда указание №1 будет выполнено.

Ошибка 3.

"Косвенные" указания

Например: "Ты еще долго будешь сидеть в грязи?", "Тебе что, нравится ходить с липкими руками?". "Малыши понимают все буквально, — говорит психолог. — Догадаться, что в мамином вопросе заключено руководство к действию, им пока трудновато".

Работа над ошибками. Стоит помнить, что ребенок еще только осваивает родной язык. Поэтому все просьбы должны звучать так, чтобы их можно было понять однозначно.

Ошибка 4.

Многословность.

"Саша, сколько раз тебе можно говорить, не прыгай с кресла на диван! Ты уже забыл, как расквасил нос, хочешь свалиться еще раз?.. и т. д.". "Понятно, что у родителя, который выдает "речь", что называется, "накипело" и он хочет как-то прекратить опасное поведение ребенка, — говорит психолог. — Но выслушивая длинную нотацию, ребенок только путается в словах и забывает, о чем, собственно, идет речь".

Работа над ошибками. Не стоит припоминать ребенку "прошлые" грехи. Не нужно пугать грядущими неприятностями. Малыш живет "здесь и сейчас", поэтому попытка повлиять на него долгими объяснениями бессмысленна. Лучше всего в такой момент сказать коротко: "Прыгать с кресла нельзя, это опасно". После этого можно превратить ситуацию в шутку — например, снять шалуна с кресла и покружить, поиграть в самолетики. Или переключить внимание — например, предложить посоревноваться, кто лучше перепрыгнет через разложенные на ковре листки бумаги. Одним словом, найти более безопасный выход для энергии, переполняющей малыша. И самое главное правило — если не можете изменить поведение ребенка, меняйте обстоятельства, которые провоцируют опасное поведение. Например, перенесите кресло в другую комнату.

Ошибка 5.

Крик

Ребенок попросит прощения, скажет, что все услышал и понял. На самом деле он не услышал — не до того было. Главной целью было — предотвратить наказание. Кроме того, крик вызывает тревогу, страх. А страх снижает способность мыслить. "Вспомните, как вы сами себя чувствуете, если с вами на повышенных тонах разговаривает кто-то значимый, например начальник, — советует психолог. — Наверняка бывает ощущение, что теряетесь, как будто "глупеете"? То же самое происходит и с ребенком".

Работа над ошибками. Лучший способ удержать эмоции под контролем — быть последовательными. Если ребенок поймет, что нет способа выпросить часовое сидение перед телевизором, он перестанет игнорировать просьбу выключить мультики.

Ошибка 6.

Ожидание немедленного изменения поведения

Американский педагог Мэри Бадд Роу в ходе экспериментов обнаружила, что дети воспринимают сказанное не так быстро, как взрослые, а с задержкой в несколько секунд. В том числе и потому, что произвольное внимание (то есть умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется у малыша только к 6–7 годам. Это значит, что быстро переключаться с того, что интересно ему (например, возить по полу табуретки) на то, что "интересно" вам (одеться и отправиться в поликлинику) ребенок младше шести попросту не может.

Работа над ошибками. Давайте малышу "временной" запас. Например, вам пора домой, а чадо никак не может оторваться от игры. Договоритесь с ним, сколько раз он сможет съехать с горки перед уходом домой, тогда ваша просьба наверняка будет услышана. Вариант: если карапуз "не слышит", что пора оставить машинки и пойти обедать, — предложите машинкам посоревноваться — кто быстрее доедет до кухни и т. п.

Ошибка 7.

Метод "заезженной пластинки"

Плох для ребенка, потому что он не привыкает к самостоятельности. "Мама в этот раз не напомнила, что надо вымыть руки после туалета, значит, их мыть не обязательно". Плох для мамы, потому что даже самый терпеливый человек, вынужденный постоянно быть "пластинкой", истощается и может однажды из-за пустяка сорваться на малыша — накричать или отшлепать.

Работа над ошибками. "У детей очень развита зрительная память, — говорит Оксана Лысикова, — поэтому для освоения режимных моментов очень эффективно работают картинки-напоминалки. Например, в полтора-два года кроха уже способен усвоить, что надо мыть руки в трех случаях: перед едой, после "похода" на горшок и после прогулки. Повесьте в ванной и в прихожей яркие картинки, посвященные этим трем ситуациям. Каждое мытье рук ребенок охотно будет отмечать ярким кружочком или крестиком".

Ошибка 8.

Просьба — "отрицание"

"Не лезь в лужу!", "Не хлопай дверью!" Детское восприятие "пропускает" частицу "не", и малыш то и дело воспринимает родительский запрет как заманчивое предложение.

Работа над ошибками. Предложите интересную альтернативу. Например: "Давай попробуем обойти лужу по этому узкому бордюрчику" или "Сможешь закрыть дверь, чтобы никто не услышал?"

Ошибка 9.

Постоянное одергивание

"Как правило, то и дело одергивают ребенка тревожные мамы, которые испытывают постоянный страх за малыша и справляются с этим страхом с помощью гиперопеки, — считает психолог. — “Не наступи в грязь”, “Осторожно, порог”, “Стой, там собака” — и так целый день". В какой-то момент уставший от давления ребенок начинает воспринимать мамину речь просто как "фон".

Работа над ошибками. Попробуйте посчитать, сколько раз за час (например, за прогулку), вы делаете ребенку замечания. Какие из этих замечаний вполне можно было бы и не делать? Не одергивайте его по любому поводу, а старайтесь быть рядом, когда малыш активен. Залезайте вместе с ним на горку, сходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, вместе посмотрите на собаку. Кроха обязательно "скопирует" ваше безопасное поведение.

Ошибка 10.

Неумение слушать ребенка

"Бывает, что мама и ребенок проводят вдвоем целый день, но сложно сказать, что они долго были вместе, — считает Оксана Лысикова. — Например, малыш хочет рассказать маме что-то, с его точки зрения, очень важное про найденный в песочнице камушек. Но мама увлечена разговором с подругой: “Подожди!” Или по дороге в магазин карапуз что-то увлеченно рассказывает, мама рассеянно кивает головой, погруженная в свои мысли".

Работа над ошибками. Ребенок учится у нас всему, в том числе и искусству коммуникации. "Не так важно, сколько времени вы проводите с малышом, важнее, как вы его проводите, — считает психолог. — Попробуйте на час-два полностью погрузиться в игру, сосредоточившись только на общении с малышом. Он наверняка "насытится" вниманием и захочет поиграть самостоятельно, оставив вам время и на разговор с подругой, и на размышления. А вот ребенок, с которым проводят целый день "рядом, но не вместе", привыкает "выпрашивать" внимание с помощью шалостей.

Научи другого!

Как указать малышу на ошибки, не превратившись в "пилу"? Можно делегировать ему полномочия "старшего". Первый этап обучения чему-либо — например, умению правильно переходить дорогу или пользоваться вилкой — должны пройти "дублеры" малыша — его любимые игрушки. Ваша задача с помощью ребенка дать игрушкам подробные инструкции: "Накалываешь кусочки котлеты? Опусти вилочку зубцами вниз. А чтобы донести до рта пюре, поверни вилку изгибом вниз".

Успехов и взаимопонимания

Подготовила педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Сидоренко Мария Николаевна

 

Новости, анонсы, объявления

Победитель 2019

Участник рейтинга

Победитель 2017

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Banner_171x88_2.jpg - 1.90 MB

r1-2.png - 4.65 KB

Ikonka_Gerb_i_nazvanie_Polnocvetnoe_vosproizvedenie_na_belom_fone_ws.jpg - 871.19 KB

Otdel-obrazovaniya-administratsii-Pushkinskogo-rajona.png - 21.55 KB

rospotrebnadzor.jpg - 26.53 KB

Banner 236x106.png - 24.61 KB

mcs.png - 278.23 KB

Уважаемые посетители сайта!
В сети Интертнет появился новый информационный ресурс РУСРЕГИОНИНФОРМ.
ссылка на портал: http://rusregioninform.ru/
Цель данного ресурса:формирование позитивного имиджа
региональной системы образования; организация
мониторинга системы образования, обеспечение
информатизационной открытости, содействие населению
в оценке качества услуг, оказываемых УО.

Reyting_Site_16.jpg - 38.45 KB

http://gov.spb.ru/

administracia.jpg - 7.02 KB

http://www.spbappo.ru/

edinoe_okno.png - 8.31 KB

0017.jpg - 19.20 KB

rosobr.png - 40.35 KB

logo.jpg - 8.10 KB

edinstvo

prava.gif - 13.93 KB

cropped-62.jpg - 209.67 KB

Результативность образовательной деятельности

images 17.jpg - 9.85 KB

Гостевая книга

book.png - 791.36 KB

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс

Статистика

HotLog

Go to Top