1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
Профилактика дисграфии на почве
нарушения звукового анализа и синтеза
dis.jpg - 142.46 KB
 Мы продолжаем разговор о ДИСГРАФИИ — специфическом нарушении письма, которое проявляется в разных формах у детей младшего школьного возраста. В предыдущих консультациях были изложены причины и предложены приемы по профилактике таких видов дисграфии, как:
  • -оптическая, когда ребенок затрудняется в усвоении и воспроизведении графических элементов букв;
  • -когда ребенок неправильно произносит звуки и на письме пишет то, что произносит;
  • -когда ребенок не усвоил тонкие отличия между согласными звонкими и  глухими, мягкими и твердыми и  постоянно сомневается в написании слов (банка или панка?);
 Поскольку всегда легче научить, чем "переучить", работу по профилактике всех видов дисграфии целесообразно проводить в дошкольном возрасте.
 В данной консультации речь пойдет о дисграфии на почве несформированного языкового анализа и синтеза. Этот вид дисграфии встречается наиболее часто, а работа по его коррекции является длительной и трудоемкой.
 Ознакомление детей со звуковой стороной речи начинается еще в младших группах. Дети в играх и упражнениях учатся внятно и четко произносить звуки. Сначала это песенки. Например, песенка жука — жжж, ветра — сссс, комара — ззз,, ежика… . Дети в игре учатся узнавать, кто позвал, кто спел песенку первый, кто потом, кто последний. Затем сами, овладев произношением данных звуков, выступают в роли "исполнителей" песенок героев.
 После 5 лет начинается осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, затем — установление места звука в слове — это необходимые предпосылки обучения грамоте.
 Важно, чтобы ребенок перед школой хорошо овладел понятиями "звук", "буква", "согласный", "гласный", "твердый согласный", "мягкий согласный", "слог", "ударение", "слово", "предложение". Дошкольник должен понимать различия между:
  • буквой и звуком;
  • гласным и согласным;
  • словом, слогом и звуком;
  • твердыми и мягкими согласными;
  • словом и предложением
 Будущий школьник должен хорошо уметь делить слово на слоги, выделять ударный слог, выделять позицию заданного звука (или слога) в слове.
 Чтобы сформировать у ребенка целенаправленный и осознанный способ действия для вычленения звуковой последовательности слова, надо  научить его выполнять определенную последовательность операций, контролировать и оценивать свои действия. Задача трудная, но выполнимая!
 Первое чему надо научить детей в звуковом анализе это интонационно выделять звук. Для это взрослый использует многократное произнесение слова с интонационным выделением (протягиванием, "подчеркиванием" силой голоса) каждого последующего звука. Ребенок выделяет голосом первый звук на фоне слитного произнесения слова, после того как он выделен, называет звук изолированно, затем — то же с остальными звуками в слове. Например, ребенок произносит: "МММАК. Первый звук — [M]" Далее ребенок произносит слово, интонируя следующие звуки: "МАААК. Второй звук — [A]. МАККК. Третий звук — [K]".
 Для того, чтобы дошкольник представил себе последовательность звуков в слове, надо дать ему опору на реальные объекты – предметы, заменяющие звуки (фишки, пробки, квадратики). Эти предметы, символизируя звуки, выстраиваются в определенной последовательности, согласно своему положению в слове. Так возникает ЗВУКОВАЯ СХЕМА  слова, слога. Традиционное обозначение звуков:
  • красный цвет — гласные
  • синий цвет — твердые согласные
  • зеленый цвет — мягкие согласные
 Картинка и схема позволяет наглядно показать слово в предметном плане. Схема подсказывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков.
 Начинается работа со звуковой схемой со слияний гласных звуков: АУ, УА, ИА и т.д.  Слияния соотносятся с картинкой: ослик кричит, младенец плачет и т.д. Затем вводятся согласные звуки. Детей надо научить различать  гласные и согласные звуки  между собой по  таким признакам как наличие или отсутствие во рту преграды для голоса, возможность "пропеть" звук. При этом следует обратить внимание на то, что дети пытаются соединить согласный звук с гласным (чаще с Э) и пропеть "Тэ-э".    Необходимо вернуться к этапу интонационного выделения звуков и показать ребенку, что согласный звук не "поется, а повторяется". Начинаем со слогов типа АТ, ОП, АМ (соотносим с картинкой), затем слоги типа ТУ, МУ, НА, затем слова типа КОТ, МОХ.
 На следующем этапе в игровой форме учим детей различать мягкие и твердые согласные звуки и обозначать их на схеме.

Примеры звуковых схем:

krug1.png - 38.54 KB krug1.png - 38.54 KB                   АУ

 

blue-circle.jpg - 8.04 KB krug1.png - 38.54 KBblue-circle.jpg - 8.04 KB        КОТ

 

64px-Ski_trail_rating_symbol-green_circle.svg.png - 1.27 KBkrug1.png - 38.54 KBblue-circle.jpg - 8.04 KB         КИТ

 

 После того, как ребенок овладеет звуковым анализом с помощью звуковых схем, необходимость в них исчезнет, и звуковой анализ ребенок будет проводить мысленно. При этом совсем не обязательно обозначать звуки  буквами, можно обозначать их другими символами, как вам покажется удобным и как легче будет ребенку. Главное, что ребенок научится определять последовательность звуков в слове.

 

 

 
 

 

Новости, анонсы, объявления

Победитель

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Banner_171x88_2.jpg - 1.90 MB

r1-2.png - 4.65 KB

Ikonka_Gerb_i_nazvanie_Polnocvetnoe_vosproizvedenie_na_belom_fone_ws.jpg - 871.19 KB

Otdel-obrazovaniya-administratsii-Pushkinskogo-rajona.png - 21.55 KB

rospotrebnadzor.jpg - 26.53 KB

Banner 236x106.png - 24.61 KB

mcs.png - 278.23 KB

Уважаемые посетители сайта!
В сети Интертнет появился новый информационный ресурс РУСРЕГИОНИНФОРМ.
ссылка на портал: http://rusregioninform.ru/
Цель данного ресурса:формирование позитивного имиджа
региональной системы образования; организация
мониторинга системы образования, обеспечение
информатизационной открытости, содействие населению
в оценке качества услуг, оказываемых УО.

Reyting_Site_16.jpg - 38.45 KB

http://gov.spb.ru/

administracia.jpg - 7.02 KB

http://www.spbappo.ru/

edinoe_okno.png - 8.31 KB

0017.jpg - 19.20 KB

rosobr.png - 40.35 KB

logo.jpg - 8.10 KB

edinstvo

prava.gif - 13.93 KB

cropped-62.jpg - 209.67 KB

Результативность образовательной деятельности

images 17.jpg - 9.85 KB

Гостевая книга

book.png - 791.36 KB

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс

Статистика

HotLog

Go to Top