1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
Консультация для родителей
"Профилактика оптической дисграфии".
dis.jpg - 142.46 KB
Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.
Считается, что зеркальное письмо, то есть написание слов справа налево или  разворот букв в противоположную сторону для большинства европейских народов связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку. Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму.
Если ребѐнок дошкольного возраста до момента обучения его грамоте не научился:
  • сравнивать предметы по величине и форме;
  • плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве),
то ему будет сложно усвоить и дифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.
 В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности.
 Зеркальное написание букв бывает свойственно детям с ведущей левой  рукой, но которых "переучили" на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.
 Предпосылки "зеркального" письма могут быть выявлены в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не владеет грамотой. Один из способов выявления таких предпосылок: взяв два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть "зеркально". То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур — ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально.
 С началом школьного обучения такие дети точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки.
 Все это свидетельствует об общей несформированности пространственных представлений. Поэтому нужно думать не столько об отдельных буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить.
 Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.
  • Начинать здесь следует с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?).
  • Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.
I этап работы развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны.
  • Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке–слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?)
  • Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению  местонахождения предметов по отношению друг к другу. Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п.
II  этап работы  — После того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве Ю и т. п. Начинать работу с таким ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно. 
 Для коррекции "зеркального" письма эффективно использование таких видов работы:
  • воспроизведение детьми букв — эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
  • сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма;
  • обведение буквы пальчиком в воздухе  с проговариванием направления движения;
  • написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево);
  • совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги. Дети должны четко усвоить понятия "вверх", "вниз", "право", "влево". Для осуществления этой цели должны проводиться разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов;
  • развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (руки в сторону, вверх, на пояс, вниз), рядоговорения (времена года, дни недели, названия пальцев, цвета радуги);
  • развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с  пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином;
  • развитие тактильных ощущений посредством дермолексий, (Дермолексия —  способность человека к опознанию начертанных на коже цифр, букв, слов) :  необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.);
  • расширение поля зрения ребенка;
  • моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку;
  • определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К);
  • конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка;
  • поиск букв, наложенных друг на друга;
  • выделение буквы, написанные одна на фоне другой.
III этап работы  можно перейти к письменным упражнениям.
  • письмо смешиваемых букв под диктовку. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена — "смотрит";
  • после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами.
 Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться "зеркальность".
 Дело в том, что многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью симметричны, в силу чего их просто невозможно написать "зеркально". Вот эти печатные буквы: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Эти 11 букв можно полностью исключить из упражнений, что сразу сделает работу более целенаправленной и менее объемной. Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю. Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые "развернуты" в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.
Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут "зеркально" изображаться. "Зеркальность" в математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях.
 Итак, проблема "зеркального" письма требует пристального внимания нас, взрослых. Помочь ребенку может не только учитель, но и родители.

Новости, анонсы, объявления

Победитель 2019

Участник рейтинга

Победитель 2017

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

firo.png - 11.98 KB

r1-2.png - 4.65 KB

Banner_171x88_2.jpg - 1.90 MB

Ikonka_Gerb_i_nazvanie_Polnocvetnoe_vosproizvedenie_na_belom_fone_ws.jpg - 871.19 KB

Otdel-obrazovaniya-administratsii-Pushkinskogo-rajona.png - 21.55 KB

rospotrebnadzor.jpg - 26.53 KB

Banner 236x106.png - 24.61 KB

mcs.png - 278.23 KB

Уважаемые посетители сайта!
В сети Интертнет появился новый информационный ресурс РУСРЕГИОНИНФОРМ.
ссылка на портал: http://rusregioninform.ru/
Цель данного ресурса:формирование позитивного имиджа
региональной системы образования; организация
мониторинга системы образования, обеспечение
информатизационной открытости, содействие населению
в оценке качества услуг, оказываемых УО.

DJmmZ8cX0AEn8XN.jpg - 25.28 KB

http://gov.spb.ru/

administracia.jpg - 7.02 KB

http://www.spbappo.ru/

edinoe_okno.png - 8.31 KB

0017.jpg - 19.20 KB

rosobr.png - 40.35 KB

banner.png - 248.58 KB

zlvTIFZS_400x400.jpg - 23.43 KB

logo.jpg - 8.10 KB

cropped-62.jpg - 209.67 KB

Результативность образовательной деятельности

gold_medal_PNG7.png - 212.89 KB

Гостевая книга

book.png - 791.36 KB

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс

Статистика

HotLog

Go to Top