1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
Консультация для родителей
"Продолжаем разговор о дисграфии"
dis.jpg - 142.46 KB

В этой консультации речь пойдет о тех видах дисграфии:

1. при которой  ребенок пишет слова так, как их произносит (если говорит "лыбка", то и напишет "лыбка", а не рыбка, если говорит "йека", то напишет  не  "река");

2. при которой ребенок говорит звуки правильно, но не  освоил четкое различение похожих звуков и  постоянно будет сомневаться как написать "банка или панка, зубы или субы".

 В первом случае просто необходимо  своевременно обратиться к специалисту  и добиться того, чтобы к поступлению в школу ребенок правильно произносил все звуки родной  речи. В  этом случае очень важно исправить речь ребенка прежде, чем учить его читать и писать.
 Чтобы понять механизм развития второго вида дисграфиии начну издалека. Известно, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха. Первый слух — физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также звуки города: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля... Вторая разновидность — музыкальный слух. Благодаря ему,  мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид — речевой слух. Он позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.
 Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом — сложная педагогическая проблема.
 А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова “дочка–точка”, “уголь–угол”, “палка–балка”, “чашка–Сашка”. Замена глухого звука — звонким, твердого — мягким, шипящего — свистящим придает слову новое содержание. Конечно, с этой задачей лучше и быстрее поможет справиться специалист. Но при определенном упорстве и наличии знаний вы можете помочь ребенку самостоятельно.
 
Вот несколько упражнений для этого.

Ребенок  плохо различает звонкие и глухие согласные (Т/Д, П/Б, К/Г, З/С, Ж/Ш, Ф/В)

Учим различать звуки на уровне отдельных звуков в звуковом ряду.

Если услышишь звук [Т] подними его символ (картинка, символизирующая звук, например, топорик, который стучит  "тук-тук"), а если прозвучит звук [Д] — покажи его символ (например дятел на дубе) Такое упражнение проводится по всем парам звонких/глухих звуков.

Учим различать звуки в слоговом ряду

Если услышишь звук [Т] подними его символ, а если прозвучит звук [Д] — покажи его символ. Взрослый произносит слоговые ряды : та-да-ды –ду-то-… Такое упражнение проводится по всем парам звонких/глухих звуков.

Учим различать звуки в ряду слов

 Подними символ звука [Т], если услышишь слово с этим звуком. Если же в слове будет звук [Д] — подними символ звука [Д].

Учим слышать слова с заданными звуками в предложении.

Какое слово со звуком Т/Д  я сказала в предложении: "Щенок ел творог из миски", "Сильно дул ветер"

Повтори за мной, не перепутай: 

  • Взрослый произносит слоги попарно, по три в серии, по четыре и т.д. (до 6):  та-да; та-та-да; да-та-та-да … Сочетание звонких/глухих может быть произвольным, может меняться гласный звук;
  • Взрослый произносит  слова попарно уточка–удочка, точка–дочка, домик–томик и т.д. с каждой парой согласных;
  • Взрослый произносит предложения типа "У папы удочка, у мамы — уточка. У Маши лейка, у Наташи — рейка" — предложения подбираются к каждой паре согласных.

Посели слова со звуками [Т] и  [Д] в разные домики. Ребенку предлагаются картинки  в которых Т и Д звучат четко (не в конце слова, нельзя "комод"). Задача — разложить картинки к символам этих звуков.

Закрепляем дифференцированное произношение парных согласных в связной речи. Разучиваем стишки типа

Дуб стоит у дома,
Дом стоит у дуба.
Кот сидит у дуба.
Кот сидит у дома.

Чтобы получить материал для этой работы достаточно в интернете набрать "Дифференциация звуков  Т и Д". Аналогично работаем по каждой паре звуков.

По этому алгоритму проводится работа по дифференциации мягких и твердых согласных.

О других видах дисграфии мы поговорим в следующих консультациях.

Новости, анонсы, объявления

Победитель

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Banner_1000x361_2.jpg - 2.12 MB

r1-2.png - 4.65 KB

Banner 236x106.png - 24.61 KB

Otdel-obrazovaniya-administratsii-Pushkinskogo-rajona.png - 21.55 KB

Veloparad_2019_3x6.jpg - 644.13 KB

rospotrebnadzor.jpg - 26.53 KB

mcs.png - 278.23 KB

Уважаемые посетители сайта!
В сети Интертнет появился новый информационный ресурс РУСРЕГИОНИНФОРМ.
ссылка на портал: http://rusregioninform.ru/
Цель данного ресурса:формирование позитивного имиджа
региональной системы образования; организация
мониторинга системы образования, обеспечение
информатизационной открытости, содействие населению
в оценке качества услуг, оказываемых УО.

Reyting_Site_16.jpg - 38.45 KB

http://gov.spb.ru/

administracia.jpg - 7.02 KB

http://www.spbappo.ru/

edinoe_okno.png - 8.31 KB

0017.jpg - 19.20 KB

rosobr.png - 40.35 KB

logo.jpg - 8.10 KB

edinstvo

prava.gif - 13.93 KB

cropped-62.jpg - 209.67 KB

Результативность образовательной деятельности

images 17.jpg - 9.85 KB

Гостевая книга

book.png - 791.36 KB

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс

Статистика

HotLog

Go to Top