Речевая готовность ребенка к
школьному обучению.

Наша речь — процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления в первый класс.
Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
• Правильное произношение всех звуков
• Умение различать звуки речи на слух
• Владение навыками звукового анализа и синтеза
• Словарный запас
• Сформированность грамматического строя речи
• Связную речь
• Речевую коммуникацию
• Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)
• Правильное произношение всех звуков
• Умение различать звуки речи на слух
• Владение навыками звукового анализа и синтеза
• Словарный запас
• Сформированность грамматического строя речи
• Связную речь
• Речевую коммуникацию
• Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)
Звукопроизношение:
В норме вся звуковая сторона речи усваивается ребёнком полностью к 5–6 годам. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
В норме вся звуковая сторона речи усваивается ребёнком полностью к 5–6 годам. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Владение навыками звукового анализа и синтеза:
• умение выделять звук на фоне слова "Хлопни, если я скажу слово со звуком Р";
• слышать и выделять первый и последний звук в слове;
• определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
• определять количество и последовательность звуков в слове "Назови звуки в слове КОТ", место звука в слове по отношению к другим "Какой звук стоит между звуками К и Т в слове КОТ, какой перед О, после О…";
• называть слова с заданным звуком;
• уметь составлять слова из звуков;
• дети должны знать и правильно употреблять термины "звук", "слог", "слово", "предложение";
• определять последовательность слов в предложении, понимать, что предлоги — это отдельные слова.
• слышать и выделять первый и последний звук в слове;
• определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
• определять количество и последовательность звуков в слове "Назови звуки в слове КОТ", место звука в слове по отношению к другим "Какой звук стоит между звуками К и Т в слове КОТ, какой перед О, после О…";
• называть слова с заданным звуком;
• уметь составлять слова из звуков;
• дети должны знать и правильно употреблять термины "звук", "слог", "слово", "предложение";
• определять последовательность слов в предложении, понимать, что предлоги — это отдельные слова.
Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа проходит в 3 этапа: 1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки), 2 — в речевом плане (дети называют слово, определяют количество и последовательность звуков без опоры), 3 — в умственном плане (дети определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя слова).
Слоговая структура слова:
Ребенку 6-7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги. Ребенок безошибочно произносит слова со сложной слоговой структурой во фразовой речи (Воспитатель переставил аквариум). Исключения могут составлять сложные непонятные дошкольникам слова ("перпендикуляр", "консерватория" и т. п.)
Ребенку 6-7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги. Ребенок безошибочно произносит слова со сложной слоговой структурой во фразовой речи (Воспитатель переставил аквариум). Исключения могут составлять сложные непонятные дошкольникам слова ("перпендикуляр", "консерватория" и т. п.)
Словарный запас:
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 -3000 слов)
В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов (кресло, диван, табурет — мебель, назови пять названий деревьев), знать многозначные слова (ручка, ключ, кран).
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 -3000 слов)
В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов (кресло, диван, табурет — мебель, назови пять названий деревьев), знать многозначные слова (ручка, ключ, кран).
Сформированность грамматического строя речи:
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Связная речь:
К 7 годам ребёнок должен уметь
• пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
• составлять рассказ по картинке
• составлять рассказ по серии картин
• отвечать на вопросы по тексту
• уметь делится впечатлениями из личного опыта.
При пересказе (рассказе) обращается внимание
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
- на лексику (полнота и точность использования слов),
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
К 7 годам ребёнок должен уметь
• пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
• составлять рассказ по картинке
• составлять рассказ по серии картин
• отвечать на вопросы по тексту
• уметь делится впечатлениями из личного опыта.
При пересказе (рассказе) обращается внимание
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
- на лексику (полнота и точность использования слов),
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
Речевая коммуникация:
- Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
- уметь слушать и понимать речь,
- строить общение с учетом ситуации,
- легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
- ясно и последовательно выражать свои мысли,
- пользоваться формами речевого этикета. В речи использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно)
- Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
- уметь слушать и понимать речь,
- строить общение с учетом ситуации,
- легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
- ясно и последовательно выражать свои мысли,
- пользоваться формами речевого этикета. В речи использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно)
Мелкая моторика рук:
Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи и овладению навыками письма. Используйте пальчиковые гимнастики, игры с прищепками, ниткографию, шарики су-джок и иппликатор Кузнецова, обведение и штриховку предметов, шнуровку, нанизывание бусинок, аппликацию, лепку, плетение, вырезание ножницами и т.д.).
Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи и овладению навыками письма. Используйте пальчиковые гимнастики, игры с прищепками, ниткографию, шарики су-джок и иппликатор Кузнецова, обведение и штриховку предметов, шнуровку, нанизывание бусинок, аппликацию, лепку, плетение, вырезание ножницами и т.д.).
Уважаемые родители! Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает затруднения в каком либо из разделов речевого развития, и вы не знаете, как ему помочь – обратитесь к специалисту: логопеду, психологу.
Новости, анонсы, объявления
- Выписка из приказа №98-в от 10.12.2019
- 06.12.2019. Консультация учителя-логопеда Кирияк И.В. для родителей "9 идей для пальчиковой гимнастики".
- 04.12.2019. Консультация педагога Остудиной А.В. для родителей "Рекомендации по организации подвижных игр на свежем воздухе зимой".
- 26.11.2019. Консультация педагога Белобржецкой М.Е. для родителей "Подготовка ребенка к школе".
- 19.11.2019. Консультация педагога Злобиной В.В. для родителей "Поощрение и наказание"
- 13 ноября Сотрудники ПСО по Пушкинскому району, Пушкинского отделения ВДПО провели занятия по пожарной безопасности.
- Памятка для родителей
- "Я прошел диспансеризацию!"
- 07.11.2019. Консультация педагога Мещеряковой О.А. для родителей "Песочная терапия, как метод работы с детьми"
- 07.11.2019. Консультация педагога Мартыновой Н.В. для родителей "Роль сказки в воспитании детей"
- 05.11.2019. Консультация педагога Барамия В.Р. для родителей "Использование дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста"
- 03.11.2019. Консультация педагога Туваевой И.В. для родителей "Фликер и безопасность на дорогах"
- "Как быть здоровым, когда наступает грипп"
- Акция "Время собирать камни"!
- 25.10.2019. Консультация педагога Ельчаниновой Е.Л. для родителей "Экологическое воспитание дошкольников"
Уважаемые посетители сайта!
В сети Интертнет появился новый информационный ресурс РУСРЕГИОНИНФОРМ.
ссылка на портал: http://rusregioninform.ru/
Цель данного ресурса:формирование позитивного имиджа
региональной системы образования; организация
мониторинга системы образования, обеспечение
информатизационной открытости, содействие населению
в оценке качества услуг, оказываемых УО.