1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
Речевая готовность ребенка к
школьному обучению.
http://alladdons.ru/img/picture/Apr/04/ed2303988da3b8ddd1be36082b107878/9.jpg
 
Наша речь — процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления в первый класс.
 
Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
• Правильное произношение всех звуков

• Умение различать звуки речи на слух
• Владение навыками звукового анализа и синтеза
• Словарный запас
• Сформированность грамматического строя речи
• Связную речь
• Речевую коммуникацию
• Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)
 
Звукопроизношение:
В норме вся звуковая сторона речи усваивается ребёнком полностью к 5–6 годам. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
 
Владение навыками звукового анализа и синтеза:
• умение выделять звук на фоне слова "Хлопни, если я скажу слово со звуком Р";
• слышать и выделять первый и последний звук в слове;
• определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
• определять количество и последовательность звуков в слове "Назови звуки в слове КОТ", место звука в слове по отношению к другим "Какой звук стоит между звуками К и Т в слове КОТ, какой перед О, после О…";
• называть слова с заданным звуком;
• уметь составлять слова из звуков;
• дети должны знать и правильно употреблять термины "звук", "слог", "слово", "предложение";
• определять последовательность слов в предложении, понимать, что предлоги — это отдельные слова.
Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа проходит в 3 этапа: 1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки), 2 — в речевом плане (дети называют слово, определяют количество и последовательность звуков без опоры), 3 — в умственном плане (дети определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя слова).
 
Слоговая структура слова:
Ребенку 6-7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги. Ребенок безошибочно произносит слова со сложной слоговой структурой во фразовой речи (Воспитатель переставил аквариум). Исключения могут составлять сложные непонятные дошкольникам слова ("перпендикуляр", "консерватория" и т. п.)
 
Словарный запас:
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 -3000 слов)

В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов (кресло, диван, табурет — мебель, назови пять названий деревьев), знать многозначные слова (ручка, ключ, кран).
 
Сформированность грамматического строя речи:
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
 
Связная речь:
К 7 годам ребёнок должен уметь
• пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
• составлять рассказ по картинке
• составлять рассказ по серии картин
• отвечать на вопросы по тексту
• уметь делится впечатлениями из личного опыта.
При пересказе (рассказе) обращается внимание
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
- на лексику (полнота и точность использования слов),
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
 
Речевая коммуникация:
- Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
- уметь слушать и понимать речь,
- строить общение с учетом ситуации,
- легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
- ясно и последовательно выражать свои мысли,
- пользоваться формами речевого этикета. В речи использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно)
 
Мелкая моторика рук:
Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи и овладению навыками письма. Используйте пальчиковые гимнастики, игры с прищепками, ниткографию, шарики су-джок и иппликатор Кузнецова, обведение и штриховку предметов, шнуровку, нанизывание бусинок, аппликацию, лепку, плетение, вырезание ножницами и т.д.).
 
Уважаемые родители!   Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает затруднения в каком либо из разделов речевого развития, и вы не знаете, как ему помочь – обратитесь к специалисту: логопеду, психологу.

Новости, анонсы, объявления

Победитель

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

r1-2.png - 4.65 KB

Ikonka_Gerb_i_nazvanie_Polnocvetnoe_vosproizvedenie_na_belom_fone_ws.jpg - 871.19 KB

Otdel-obrazovaniya-administratsii-Pushkinskogo-rajona.png - 21.55 KB

rospotrebnadzor.jpg - 26.53 KB

Banner 236x106.png - 24.61 KB

mcs.png - 278.23 KB

Уважаемые посетители сайта!
В сети Интертнет появился новый информационный ресурс РУСРЕГИОНИНФОРМ.
ссылка на портал: http://rusregioninform.ru/
Цель данного ресурса:формирование позитивного имиджа
региональной системы образования; организация
мониторинга системы образования, обеспечение
информатизационной открытости, содействие населению
в оценке качества услуг, оказываемых УО.

Reyting_Site_16.jpg - 38.45 KB

http://gov.spb.ru/

administracia.jpg - 7.02 KB

http://www.spbappo.ru/

edinoe_okno.png - 8.31 KB

0017.jpg - 19.20 KB

rosobr.png - 40.35 KB

logo.jpg - 8.10 KB

edinstvo

prava.gif - 13.93 KB

cropped-62.jpg - 209.67 KB

Результативность образовательной деятельности

images 17.jpg - 9.85 KB

Гостевая книга

book.png - 791.36 KB

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс

Статистика

HotLog

Go to Top