• Print

Консультация для родителей "Биомеханика движений"

1.jpg - 18.23 KB

 

 

 

 

 

 

 

Развитие в игре двигательных возможностей детей

 

 Основу жизнедеятельности и здоровья дошкольника обеспечивают параметры, отражающие его способности к определенным движениям. При оценке двигательных возможностей выделяют количественные и качественные показатели. Количественные оцениваются при выполнении детьми ходьбы, бега, различных прыжков и других двигательных действий, которые изменяются с возрастным и физиологическим развитием. Основными физическими двигательными качествами принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого физического упражнения все эти качества проявляются в той или иной степени, но зачастую особое значение приобретает какое-либо из них. Это базовые биомеханические качества оценки физического развития детей. В детском возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию этих показателей.

2.gif - 29.20 KB 

 

 

 

 

 

 

 

 Ловкость — способность быстро осваивать новые движения и перестраивать их в соответствии с изменяющимися условиями движений. К развитию ловкости приводит систематическое разучивание новых упражнений, а также выполнение их в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться с одних движений на другие, заранее не обусловленные; быстро решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнении упражнений, которые проводятся в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения.

 Быстрота — выполнение движений в наикратчайшее время; развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый, очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети должны выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развивается быстрота и при выполнении скоростно-силовых упражнений: прыжки (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега), метание – бросок совершается с большой скоростью; целесообразно использовать также хорошо освоенные упражнения, безусловно учитывая физическую подготовленность детей и состояние их здоровья.

3.png - 60.48 KB 

Гибкость — способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также от эластичности мышц; развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих. В детском возрасте опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью – следует стремиться к ее сохранению. Упражнения на гибкость целесообразно начинать выполнять с неполным размахом, например сделать два-три полунаклона, а потом уже полный наклон, два-три полуприседания, затем – глубокое приседание.

 Равновесие, т.е. способность сохранять положение тела на опоре в пространстве, зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра массы тела. При выполнении упражнений взаимное положение частей тела изменяется, что приводит к изменению положения общего центра массы тела в пространстве. Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, которые выполняются при уменьшенной и поднятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке), а также в упражнениях, требующих прилагать значительные усилия, чтобы сохранять устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.)

 Глазомер — способность определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений. Развить его можно при выполнении различных упражнений. При ходьбе дети должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках – точно попадать ногой на доску, чтобы, оттолкнувшись, совершить полет в нужном направлении, а затем приземлиться в определенном месте; при построениях в колонну по одному необходимо на глаз измерить расстояние до впереди стоящего; в метании на дальность и особенно в цель – расстояние до цели и т.д. При выполнении упражнений важно учить детей определять расстояние на глаз, проверяя его затем шагами.

 Сила оценивается степенью напряжения мышц при их сокращении. Развитие силы мышц достигается благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.), а также в упражнениях, включающих поднятие собственной массы (прыжки) и преодоление сопротивления партнера. С детьми следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя особое внимание мышцам-разгибателям.

4.jpg - 18.71 KB 

Выносливость — это способность выполнять физические упражнения более длительное время. Ее развитие требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Но однообразная нагрузка приводит к утомлению и потере интереса, поэтому лучше применять разнообразные динамичные упражнения, желательно на свежем воздухе (ходьба, бег, катание на коньках, лыжах, санках, велосипеде, плавание и др.). Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущения усталости.

 Рассмотренные показатели двигательной деятельности являются основными при определении и оценке состояния двигательных возможностей человека в различные периоды жизнедеятельности.

 Дети не всегда быстро запоминают двигательные упражнения, так как они могут быть сложными для восприятия. У взрослого сформирован определенный ресурс двигательных навыков, а у ребенка он только начинает формироваться, поэтому двигательные действия необходимо повторять несколько раз. Ребенок лучше запоминает те движения, которые считает удобными для выполнения, и тем самым самостоятельно создает свой банк двигательных навыков, собственную двигательную память. При изучении двигательных возможностей детей выявили, что биомеханические двигательные качества целесообразно создавать посредством игровой деятельности в виде подвижных или спортивных игр с различными двигательными элементами. Для создания инициативы необходимо играть с ними в различные ролевые игры с имитацией движений сказочных героев, отображения движений различных животных, птиц и других персонажей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение, желание создавать собственные двигательные действия и навыки, двигательную память самостоятельно. Создавать игровые ситуации с различными движениями нужно и в детском саду, и дома; при этом в играх необходимо учитывать двигательные возможности ребенка, соблюдая законы биомеханики двигательной деятельности.

 

Игровое упражнение "Журавль"

Сохранение равновесия.

Ребенок шагает, размахивая руками и высоко поднимая ноги, и представляет себя журавлем, который разгуливает по мелководью. Необходимо следить за тем, чтобы нога была достаточно поднята, а шаги — не слишком длинными. Поднимая ногу, надо одновременно поднимать руки через стороны вверх. А когда ставим ногу на землю, следует "крылья" расслабленно опускать вниз.