• Print

 Консультация педагога Барамия В.Р.

для родителей "Летние игры с песком"

картинка

s1200.jpg - 95.89 KB

   Кто из нас в детстве не играл в песочнице? Все играли! Формочки, совочки, ведерки — первое, что родители приобретают ребенку.

    Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Игры с песком делают жизнь детей разнообразной и интересной, поэтому именно мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих играх и занятиях.

 Организуя игры с песком, можно решать разные задачи:

•знакомить детей с окружающим миром (свойства песка);

•учить выделять особенности песка, в соответствии с их свойствами использовать в поделках;

•развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; •активизировать речь и обогащать словарь детей.

 

Для игры с песком необходимо приготовить следующие материалы:

- сосуды разных форм и объемов (ложечки, ведерки, чашки, баночки, формочки);

- природные материалы: ракушки, веточки, камни, шишки;

- прочие материалы: лопатки, лейки, сито, грабли, клеенчатые фартуки;

- "коллекции" миниатюрных фигурок высотой не более 8 см. (животные, персонажи, растения, постройки). Словом все, что встречается в окружающем мире.

 

 Начинать надо с игр на развитие тактильно–кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

 

"Чувствительные ладошки". Предложите детям потрогать песок. Какой он? Когда двигают ручками, ощущают ли маленькие песчинки? Тепло или прохладно? Предложить детям рассказать о том, что чувствуют.

 

"Отпечатки наших рук". Подвигать руками, "поскользить" ладонями по поверхности песка, выполнить зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.) выполнить движения, поставив ладони на ребро, пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы. 

 

"Чьи следы на песке?". Создать отпечатки ладоней, кулаков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство с объектами окружающего мира (солнышко, цветочек, дождик). Можно сгруппировать пальцы по два, три и добавить кулачок. Получатся загадочные следы. Чьи они?

 

"Что же спрятано в песок?" (вариант игры "Чудесный мешочек") 

 

"Лепим колобки". Предложить поиграть в "Булочную". Налепить пирожков, накатать колобков, сделать торты. Украсить их с помощью цветов, ягод, листочков.

 

Итак, ребёнок получил опыт успешного взаимодействия с песком. А теперь можно начинать изучать свойства и экспериментировать песком.

 

    Опыты с песком:

"Что такое песок?". Взять стаканчик с песком и аккуратно насыпать его на лист бумаги. Поинтересуйтесь у детей легко ли сыплется песок? Какой он? (желтый, рассыпчатый, состоит из песчинок). Какой формы песчинки? Дается возможность рассмотреть и потрогать песок на ощупь. 

 

"Из чего состоит песок?". Чтобы рассмотреть песок потребуется прибор–помощник. Возьмите лупу, рассмотрите песок. Как выглядят песчинки? Они маленькие, круглые, полупрозрачные. Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Как расположены песчинки? (отдельно). 

 

"Почему песок хорошо сыплется?". Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Дети убеждаются, что сухой песок хорошо сыпется, т. к. каждая песчинка находится отдельно друг от друга.

 

 Песочница — это прекрасная развивающая среда. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, камешков), дети сооружают реки, горы, туннели, мосты. При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.

 

Так в какие же именно игры с песком можно поиграть с ребёнком на прогулке?

1. "Отпечатки".  

Сделайте на песке отпечатки своих ладошек, кисти, ступней, локтей. Вы можете чередовать рисунки: сначала след оставляете вы, затем ребенок. Придумывайте вместе узоры и сравнивайте размер: У мамы большая ладошка, у тебя поменьше.

2. "Формочки". 

Приготовьте ведерко и формочки 3—4 видов и размеров по 8—10 штук каждого вида. Предложите ребенку опускать формочки в ведерко и проверять насколько быстро оно заполняется. Расскажите, что формочки лежат неплотно и гремят, и спросите, что нужно сделать, чтобы ведерко было заполнено плотно (досыпать между формочками песок).

3. "Угадай-к".»  

Спрячьте в песок небольшие фигурки или листочки с написанными словами. Это — ключи к загадкам которые будет разгадывать ребенок. Отгадав ответ, вместе раскопайте песок и проверьте правильность догадки. Эта игра подойдет для группы детишек, можно устроить конкурс эрудитов, а призами станут раскопанные игрушки — "отгадки".

4. "Буквы и цифры".  

На песке легко писать, используя любые подручные средства: веточку, палочку или собственный палец. Вы можете обучать ребенка письму, показывать незнакомые буквы и цифры.

5. "Тир". 

Возьмите несколько камешков, пробок или ракушек—они будут «пулями. На песке отметьте мишень : расчертите несколько концентрических кругов. С расстояния 5—10 шагов старайтесь вместе с ребенком за- бросить камешки в самое «яблочко».

6. "Чудо–звуки". 

Для игры понадобятся ведерко, формочки (желательно закрывающиеся, пластиковая бутылка, коробочки от киндер-сюрпризов, шуршащий пакет . Предложите ребенку поочередно насыпать песок в разные формы, встряхивать его и прислушиваться к звукам. Поясняйте, что предметы сделаны из разных материалов (пластмасса, картон, полиэтилен) и поэтому издают разные звуки. Вместе вы можете придумать целую "мелодию" из разных звуков и сыграть ее.

 

Таким образом, игры с песком позволяют:

- стабилизировать психоэмоциональное состояние;

- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

-стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности; - развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию;

- расширять кругозор.